1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Уральские легенды и были .

Тема в разделе "Краеведение России", создана пользователем Иван Чонкин, 29 фев 2016.

  1. Иван Чонкин

    Иван Чонкин Гость

    Торговая репутация:
    0
    В этом разделе , я постараюсь рассказать об Урале и его легендах.


    Пропавший Анфаловский городок.


    Этот рассказ возвращает нас вновь к событиям 1472 года.
    Именно тогда были названы пять городков на территории Перми Великой. Один из них - Анфаловский. С основанием его и подобных ему уральских и зауральских городков начался новый этап освоения Русским государством обширных восточных земель. О времени возникновения Анфаловского городка исследователи почти не спорят, сходясь на том, что построен он был во второй половине ХІV века или чуть позже, в период с 1398 по 1409 годы. Имя городок получил в честь своего основателя - опального новгородского воевода Анфала Никитина. И вот уже более двухсот лет длятся поиски местонахождения этого первого прикамского русского поселения, зафиксированного летописями.
    Относительная географическая привязка местоположения городка есть в Никоновской летописи, где повествуется о пермском походе князя Фёдора Пёстрого, хорошо нам известного по предыдущим рассказам: "на Фоминой неделе в четверток пришёл в землю ту на усть речки Чёрныя ... пойде оттуда на плотах и с коньми на Верхнюю Землю к городку Искору, а Гаврила Нелидова отпустил на Нижнюю Землю на Урос, на Покчу, да на Чердыню".
    Н.П.Рычков полагал, что Анфаловский городок находился в верховьях р.Колвы, на месте Дивъегорского городища, а рать князя Фёдора Пёстрого шла в Пермь Великую с р.Вычегды по Немскому волоку в басейн р.Колвы. Эту гипотезу поддерживали многие исследователи истории края в XIX и начале XX веков, хотя она имела одно очень уязвимое место. В летописи указывалось, что у Анфаловского городка рать разделилась на две части. Одна пошла к Искору, другая к Чердыни. Но у Дивьегорского городища так разделиться нельзя. Оно находится севернее и Исзора, и Чердыни. Другую гипотезу предложил А.А.Дмитриев в работе "Пермская старина", называя месторасположением городка не Верхнее Прикамье, а Вычегду.
    Еще одну гипотезу выдвинул в 1928 году чердынский краевед И.Пушвинцев. По его мнению. Анфалов стоял на Каме, где-то в районе современного села Бондюг. К чести И.Пушвинцева нужно сказать, что практически все нынешние исследователи поддерживают его гипотезу с небольшими изменениями, располагая городок на Каме, но только в различных местах: А.Терёхин - в районе Пянтежского городища, В.Шмыров - в районе с.Долда, Г.Николаев - в районе озера Исток-Тылты, В.Оборин - около с.Бондюг.
    Все основные доказательства этой гипотезы можно свести к следующему:
    1. Рать Фёдора Пёстрого двигалась по маршруту Москва-Великий Устюг- р.Луза-р.Зесляна-р.Кама, так как этот путь в верховья Камы был хорошо известен на Руси. К тому же р.Весляна имеет приток р.Чёрную, упоминаемую в летописи.
    2. В Гайнском районе Пермской области есть озеро Анфалово и распространена фамилия Анфаловы.
    3. Существовала дорога, именуемая "Русский тёс", которая начиналась у с.Вильгорт на реке Колве и шла по левому берегу Камы, реке Весляне, далее по верховьям Сысолы, ещё дальше шла по р.Лузе и выходила к Великому Устюгу. По этой дороге и могла пройти рать. Некоторые исследователи приводят и другие доказательства. В.А.Оборин указывает на концентрацию археологических находок русского происхождения ХУ-ХУІ вв. около с.Бондюг, В.А. Шмыров - на картографические данные. В атласе "Карты Азиатской России", изданной в Санкт-Петербурге в 1914 году, он в верховьях Камы нашёл населённый пункт, подписанный "ловский". По его мнению, так был обозначен городок Анфаловский.
    Изучая.русские летописи, привлекая данные других наук, автор этих строк пришёл к выводу, что Анфаловский городок располагался не на Каме, а рать князя Фёдора Пёстрого не шла по дороге «Русский тёс». Какие же этому есть доказательства?
    Начнём с вопроса: каким путём шёл русский отрад? Ответ на него содержится в Вычегодско-вымской летописи: "повеле воеводе устюжскому Фёдору Пёстрому с устюжаны, белозёрцы, вологжаны, вычегжаны в«.е-вати Пермь Великую..." Здесь фактически указывается путь рати. Вначале названы устшаны, так как воевода - устюжский, а далее перечисляются отряды, которые князь присоединил по пути движения Москва -г. Белое Озеро - Вологда - Великий Устюг - р.Вычегда. За то, что Фёдор Пёстрый двигался в Пермь Великую через Вычегду, говорит и такой факт, что проводников ему дал пермский епископ Филофей, живший в Усть-Выме на Вычегде. Если бы отряд двигался хорошо известным путём, через верховья Камы, проводники вряд ли были нужны. Тем более, как мог Филофей дать вычегодских проводников, чтобы провести рать по реке Лузе и верховьям Сысолы?
    Значит, русский отряд двигался по р.Вычегде и через верховья р.Южной Кельтмы или р.Пильвы вышел к речке Чёрной, но какой? Б этом районе их две: притоки реки Лызовки и Пильвы. Предпочтительнее оказывается приток р.Лызовки. В летописях приведён интересный факт-.Пермь Великая разделена на две части - Верхнюю и Нижнюю Земли. Главным признаком такого деления было течение р.Колвы. Поэтому при выяснении места, где рать, разделившись, могла идти вверх и вниз по течению /одна часть рати в Верхнюю Землю, другая в Нижнюю/, у нас нет нескольких вариантов. Единственным таким местом можно назвать район реки Лызовки.
    Но в предложенной гипотезе есть, правда, два спорных момента. Во-первых. От устья р. Чёрной до устья Лызовки расстояние небольшое. Чтобы проплыть его на плотах, потребуется день, максимум полтора. Стоило ли ради полутора дней пути строить плоты? И во-вторых. Ни конное, ни пешее войско не могут двигаться без дороги. А существовала ли она между Вычегдой и Колвой через верховья Пильвы?
    На первый вопрос ответить проще. Вспомнил, когда Фёдор Пёстрый вышел к устью речки Чёрной. Это произошло на Фоминой неделе в четверг, в 1472 году. То есть 18 апреля по старому стилю или 26-го по новому? В конце апреля - начале мая реки в Верхнем Прикамье вскрываются. Вполне возможно, что не было иного выхода у князя, как строить плоты и пройти на них этот небольшой отрезок пути. Весной оба берега Лызовки руднопроходимы. Да и само название реки "Лызовка" происходит, возможно, от диалектного русского слова "лыза"-лыяа, указывая на то, что река использовалась как зимний путь.
    Второй вопрос значительно сложнее, но всё же и по нему можно привести доказательства. В конце XIX века чердынское земство решило строить тракт, который бы соединил Чердынский уезд с Вологодской губернией. Тракт начинался у с.Вильгорт и через верховья р.Пильвы выходил к с.Усть-Нем на Вычегде. Чтобы доказать необходимость строительства дороги, председатель уездной земской управы Д.А.Удинцев писал: "до открытия Екатерининского канала дорога существовала по тому же самому направлению, по которому проектируется сейчас, но была заброшена. Таким образок, здесь идёт речь не о новой дороге, а об изменении уже существупцего пути". Существование древней дороги в этом направлении косвенно подтверждается данными археологии и топонимики. И. Я. Кривощёков в "Географическо-статистическом словаре Чер-дынского уезда" писал, что в районе д.Гавиной неоднократно находили "чудские вещи". В этом ничего удивительного не было бы, если б деревня Гавина не находилась на водоразделе рек Пильвы и Колвы. Воду жители брали из колодцев, которые часто пересыхали, и тогда воду возили за полторы версты из соседней деревни Якимовой. Что же заставило людей основать поселение так далеко от надёжных водных источников? Ответ, может быть один. Поселение располагалось на сухопутной дороге. Кроме того, от устья р.Чёрной до верховий Пильвы зафиксирован ряд одинаковых топонимов, располагающихся в одном направлении. В д.Лызовой в 1985 году автором был зафиксирован интересный микротопоним "За кедром" - название дороги, идущей вдоль речки Чёрной. Местные жители не могли дать ясного ответа, почему она так называется. Но подобные же топонимы я записаны годом раньше в п.Пильва /здесь когда-то были поля, называвшиеся "У кедры" и "За кедрой"/ и у д.Ксенофонтовой /луг "У четырёх кедр"/. В п.Пильва, кроме того, отмечены микротопонимы - Янидорский лог, а в д.Ксенофонтовой р.Янидорка и луг Янидорка. В п.Пильва - луг "Сиверуха", в д.Ксенофонтовой - поле "Сивер". Простыми совпадениями всё это трудно объяснить. Следует также добавить, что выше п.Пильва, по реке, обнаружен ещё ряд интересных микротопонимов: луга "Ладейка", "Пыжимата большие", "Пыжимата малые',' озеро Пыжимата. Пыж - в переводе с коми-пермяцкого означает корабль, болькад лодка. Почему вдруг здесь появились такие названия?
    Вероятно, все эти топонимы свидетельствуют о прохождении здесь когда-го дороги.
    О том, что Аифаловский городок располагался именно в устье р.Лызовки, есть и другие свидетельства. Важные сведения содержатся в переписи М.Кайсарова І623-24 гг. Перечисляя отхожие починки посадских жителей г.Чердыни в Окологородном стане, он называет починок Анфилов. В других списках починок значится как Анфалково. Видимо, Анфилов, Ан-фалково - это искажённое название Анфалова, Анфаловского. Северная граница Окологородного стана проходила как раз по р.Лызовке. Кстати, никакое другое место предполагаемого расположения городка не попадает в границы этого стана.
    Не менее интересны и данные топонимики. В летописи при описании похода Фёдора Пёстрого названы три русских топонима: р.Чёрная, г.Ан-фаловский, р.Почка /от слова почека - расчищенное место/. В ХУ веке мест, освоенных русскими, в Прикамье было немного, и более вероятным будет предположение, что все русские топонимы должны располагаться недалеко друг от друга, на какой-то ограниченной территории. Исследователи считают, что в это время только два города в Верхнем Прикамье имели преимущественно русское население - Чердынь и Анфаловский. Если принять гипотезу, что Ангаловский располагался в устье р.Лызовки, то все топонимы, перечисленные в летописи, окажутся и рядом, и недалеко от Чердыни.
    Осталось только сообщить, что ниже устья р.Лызовки, примерно в пятистах метрах, на берегу Колвы есть городище. пищальное ядро, поднятое с берега Колвы выше городища. Само месторасположение памятника чрезвычайно удобно.
    Выйдем на край заросшего лесом мыса. Внизу перед нами широкая гладь Колвы. И вниз и вверх по течению на несколько километров видны тёмные точки плывущих брёвен. У самых ног - обрыв, и вправо через шесть-семь шагов такой же обрыв, да и влево шагов шесть-семь - и то же самое. Глубокие овраги с журчащими по дну ручейками так сжали здесь землю, что она вытянулась в узкую ленту и приподнялась вверх на пятнадцатиметровую высоту. Стоит повернуться и пройти шагов двадцать, как вновь упираешься в преграду: высокий вал отрезает этот кусочек суши от земляной ленты мыса. Поднимаешься на гребень вала, и холм впереди оживает. Вал, ров, ещё один невысокий вал и ещё один ров значительно шире первого - всё это творение рук человеческих, Очень странно ведёт себя в этом месте один из оврагов. Он резко поднимается вверх, как бы питаясь возвыситься до высшей отметки вала. Но сил не хватило, и он медленно опускается, превращаясь в длинную неглубокую ложбину. Первая мысль, которая здесь приходит на ум - мысль о плотине, перегородившей путь ручью и направившей его через ров между валами. Возможно, всё это возведено руками сподвижников Анфала Никитина. Насколько верно такое предположение, покажет будущее.

    [​IMG]
     
    Luft нравится это.
  2. Иван Чонкин

    Иван Чонкин Гость

    Торговая репутация:
    0
    В продолжении темы .
    КЛАД АНФАЛА НИКИТИНА
    Что нам вообще известно об Анфале Никитине кроме того, что он основал первый русский городок в Прикамье и был новгородским воеводой?
    Имя его, к сожалению, почти позабыто. Знают о нём лишь специалисты по средневековой истории Урала и Новгорода. Как удалось выяснить, происходил он из знатного рода. Его отец Никита был посадником в Пскове во времена правления Дмитрия Донского. Кроме Анфала у Никиты было ещё два сына Герасим и Спиридон. От внука Спиридона - Луки Козмича Спиридонова - вели свой род Строгановы.
    Год рождения Анфала точно неизвестен. Впервые на страницы русских летописей его имя попадает в 1360 году. Новгородские ушкуйники под его началом захватили и ограбили бесермянский город Жукотин близ устья Камы. Сам по себе факт захвата и ограбления города для XIV века обычен. Да и то, что "новгородские мужи" пошли в поход самовольно, без ведома не только Великого князя, но и не спросив "разрешения" городского вече, не удивительно. И раньше неоднократно собирались ватаги "охочих людей" в несколько десятков или сотен человек и уходили на север, северо-восток - в Заволочье, на Печору, на Югру.
    Что же примечательно в походе 1360 года? Впервые новгородцы пошли по Волге вниз, на юг, где простирались владения золотоордынских ханов. Это было за двадцать лет до Куликовской битвы. И тогда же впервые летописи называют участников похода "ушкуйниками" /слово произошло от названия большого гребного речного судна - ушкуя, пригодного для плавания по большим рекам; эти суда были легче других, их можно было легко перетаскивать волоком из одной реки в другую; вместимость судна 20-30 человек/. Поход положил начало "ушкуйничеству. Вслед за первым последовали второй, третий - в 1365, 1366, 13.19, 1374, 1375, 1379, 1386 гг. Не всеми руководил Анфал Никитин. Появились и другие предводители - Есип Варфоломеевич, Алексей Аввакумович, Степан Ляпа, Прокоп Смолья-нин, Рязан Станиславов.
    Участившиеся походы тревожили не только жителей волжских городов и Великого князя Московского, которому приходилось разбираться с жалобами золотоордынских ханов, но и новгородских бояр. Походы ушкуйников всё чаще выходили из-под контроля. Появились предводители из низов. Может быть, поэтому они решили избавиться от главного возмутителя спокойствия - Анфала, отправив его в "почётную ссылку" в Двинскую волость воеводой. Эта волость в XIV веке была самой отдалённой в Новгородской Земле.
    Но бояре просчитались. Походы не прекратились, только центр их переместился на Двину. Особенно показателен факт: когда во время похода 1386 года ушкуйники ограбили караван Великого князя Московского, Новгород вынужден был уплатить Москве восемь тысяч рублей, из них пять тысяч выплатила Двинская волость.
    Шли годы. Анфалу Никитину стало мало военных походов, мало того, что он воевода Великого Новгорода в Двинской волости. Он решил стать самостоятельным правителем и в 1397 году поднимает на Двине восстание против власти Новгорода. Авантюра с восстанием ему не удалась. Последовал поход новгородцев, и спасшиеся после разгрома двинские мятежники бежали вначале в г. Устюг, а потом дальше на Вятку. Сам же Анфал вместе с братом Герасимом попал в плен. Правда, по пути в Новгород ему удалось обмануть бдительность стражников и сбежать. После этого случая почти четыре года его имя не встречается на страницах русских летописей. Лишь в 1401 году Анфал вновь заставил вспомнить о себе. С ватагой дружинников он внезапно напал на новгородский заставы на Двине. Один за другим брал погосты, заставляя присягать себе. Почти до устья Двины удалось пройти Анфалу, но вот под г. Колмогоры не повезло. Новгородцы опять, как четыре года назад, разгромили его отряд, и ему вновь пришлось спасаться бегством. Куда он бежал - летописи точно не сообщают. Исследователи считают, что в это время Анфал уходит на Каму, где и строит укреплённое поселение. Но вполне возможно, что основал его он раньше. Но, как бы то ни было, городок в Верхнем Прикамье Анфал создал, и об этом Бы уже читали.
    После поражения 1401 года Анфал Никитин решил больше не испытывать судьбу и не претендовать на Двинскую волость, а вновь обратил свой взор на волжские города. На страницах русских летописей снова появились сообщения о походах ушкуйников. Только среди названий рек, по которым они шли, постоянно стала упоминаться Кама. Это свидетельствует о том, что к началу ХY в ока центром ушкуйничества стало Верхнее Прикамье, а если говорить точнее – Анфаловский городок.
    Откуда же мог брать Aнфал Никитин воинов для своих походов? Летописи пишут о ратях на десятках судов. Не могло же с ним уйти столько двинян. Одним из источников пополнения дружины, возможно, была Вятская земля, вторым, вероятно, было местное прикамское население. В одном из преданий про Перу-богатыря рассказывается о постройке больших кораблей "пыжей" и о походе на них на Волгу, где пришлось сражаться с Казан-баем.
    Сколько бы могли совершаться походы ушкуйников с Верхнего Прикамья - сказать трудно, но в 1409 году Анфал организовал поход, который оказался для него последним. Во время боя под г. Жукотиным он попадает в плен. Лишившись своего руководителя, движение сходит на нет. Так по иронии судьбы под г. Жукотиным началась военнная карьера Анфала и здесь же через сорок девять лет закончилась.
    Долгие девять лет провёл в плену Анфал Никитин, но всё же в 1418 году ему вместе с сыном удается бежать. Он приходит на Вятку и здесь погибает от руки Михаила Разсохина, одного из атаманов вятской вольницы. Одно из преданий рассказывает, что во время битвы между сторонниками Никитина и Разсохина погибло с обеих сторон около двух тысяч человек. Сам Анфал убил девятерых человек. Насколько это верно, судить трудно. Но даже просто участие в вооружённой схватке для Анфала было подвигом, ведь в 1418 году ему было не меньше восьмидесяти лет. Но на этом мы не будем на истории Анфала ставить точку. Вероятно, у истоков небольшой речки под Чердынью было у Анфала Никитина тайное убежище, где он хранил захваченные во время походов сокровища. Возникает вопрос: где же они сейчас? Кто их увёз? Сам он их взять не мог. Наверное, после смерти Анфала их увёз и перепрятал или его сын, бежавший из плена, или же сокровища были вырыты кем-то из сподвижников Анфала, пока он находился в плену. Долгих шестьсот лет хранит земля тайну о кладе средневекового русского авантюриста, воина, полководца и землепроходца Анфала Никитина. Показав нам в августе 1986 года лишь частичку его, возможно, когда-нибудь кому-то она откроет тайну клада полностью.
     
    Luft нравится это.

Поделиться этой страницей