Копоушка- достаточно известная и популярная туалетная принадлежность. Копоушки изготавливались из дерева, кости, стекла и металла. Они известны с эпохи бронзы, достаточно часто встречаются в археологических памятниках, начиная с раннего железного века (VIII в.до н.э.) и на всём протяжении истории человечества, вплоть до сего дня, копоушка является неотъемлемой частью маникюрного набора, производимого современной промышленностью. На территории Восточной Европы хронологические рамки основного бытования копоушек, зафиксированного археологическими находками, определяются VIII в. до н.э. – XV в. н.э., хотя имеют хождение и в XIX в. Историография изучения копоушек скудна из-за отсутствия серьезных исследований в этой области. Изучение копоушек в качестве исторического источника началось с середины XIX века. Ковырялка ушная - "СѢрныя (церуминальныя) пробки въ У., которыя притупляютъ слухъ и вызываютъ явленiя раздраженiя, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проходъ, а помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки такъ крепко сидятъ, что приходится прибегать къ помощи ушного врача" (Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — В.М.О. Ухо, болезни его. - Т. XXXVI, полутом 69. - СПб., 1902. - С. 98.) Копоушек известно великое множество. Изготавливались они из самого разного материала, от золота и серебра до кости и железа, не говоря уж о бронзе и медных сплавах. Что же такое копоушка и для чего она предназначалась? Почти каждый ответит, мол, это такая маленькая металлическая палочка с типа ложечкой на окончании, предназначенная для чистки ушей от серы. Ну и ещё может быть добавит, что вообще-то они (копоушки) иногда бывают затейливо украшены. Ответ почти правильный. Именно почти, так как оказывается, учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же такое копоушка. Надо отметить, у занимавшихся изучением данного вопроса учёных, только во второй половине 20-го века окончательно сформировался взгляд на копоушки, как на полноценный источник историко-культурной и хронологической информации. Притом, что существует значительное количество пробелов в исследовании этих изделий. Отсутствие единой точки зрения на функциональное назначение копоушек породило множество гипотез, из которых на сегодняшний день можно смело выделить три основных. Версия первая – копоушки являются утилитарно-бытовой вещью, это подтверждают и этнографы. То есть использовались исключительно как предмет личной гигиены. Версия вторая – копоушки являются оберегом-амулетом. Версия третья – копоушки это украшения-подвески, такое заключение сделано по археологическим и этнографическим материалам. Эти изделия вполне обычны для финно-угорских народов, заселявших обширнейшие территории. Однако западнее карельских земель (в этом направлении) копоушки очень редко встречаются. Отдельные находки были сделаны лишь в Финляндии, да и то, скорее всего, занесли их туда карелы. Копоушка («уховертка», Cure-oreille) — «для очистки ушей от серы в виде миниатюрной ложечки с округлой чашечкой и плоским стеблем. Особенно распространена в XVIII в., когда копоушка являлась обязательной частью туалетных принадлежностей» (ольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. - М.: Наука, 1967. — С.104.) Копоушки, у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известно изделие из кости (?). Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны, что также сыграло важную роль при рассмотрении их как объекта исследования. В научных работах описаны копоушки, различных размеров. Длинна, всех рассматривавшихся экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой. В сечении они могут быть круглыми, гранёными и плоскими, иногда встречаются даже имеющие орнамент. Известно, что копоушки были достаточно популярны чуть ли не у всех народов Евразии, а происхождением своим уходят в совсем уж седую старину. В Сирии, при раскопках поселения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек. Изучение копоушек (уховёрток) как исторического источника включает в себя классификацию по форме, размерам, декору и материалу. Что позволяет выделить основную и локальную типологию, способную идентифицировать принадлежность к той или иной культурно-исторической общности. Проще говоря, определить «чьих будет» и датировать. Известно, что копоушки являлись достаточно распространённым изделием у многих народов Евразии. Использовали их в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры. Обнаружены они в археологических материалах среднеевропейской Лужицкой культуры, были найдены при археологических раскопках на североиндостанских памятниках конца 1 тысячелетия до н. э. – начала 1 тысячелетия н. э. В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а так же имели значительное распространение на территориях Франции, Италии и Китая. Кстати сказать, в советское время учёные считали, что бытовали уховёртки, вплоть, до 19 века лишь в некоторых регионах страны. Эти предположения выдвигались на основании результатов исследований, так называемых, поздних археологических и этнографических материалов с историко-культурных памятников удмуртов и коми. Ну а сегодня, в немалой степени благодаря любителям приборного поиска, хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в 18-19 веках. Почему же этот предмет туалета так часто теряли? Достоверно удалось установить месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё. В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо выполняя функцию оберега, значительно реже её носили на поясе. Между прочим, в 80-е года 20-го века уховёртки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например туркменов, бурят, хантов и манси. Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета. Копоушки (уховёртки) иногда просто поражают разнообразием форм и сюжетов изображённых на них. Я, например, лично знаком с тремя людьми, увлечёнными коллекционированием именно этих изделий. Один их них, обладатель коллекции более чем в сотню экземпляров, считает, что, не смотря на наличие некоторых научных работ по данной теме, копоушки исследованы крайне недостаточно и неполно. Бывая иногда в гостях у своего знакомца, разглядывая в очередной раз его замечательную коллекцию, совершенно ясно осознаёшь – копоушки, вне всякого сомнения, настоящие, полноценные произведения искусства ни в чём не уступающие по художественности исполнения и изяществу декора иным общепризнанным артефактам. Вот и получается, что даже у такой, вроде бы незамысловатой на первый взгляд, находки как копоушка (уховёртка, ушная ковырялка) есть своя, очень богатая и древняя история.