Журнал "Омутнинский краевед"

Тема в разделе "Краеведение России", создана пользователем ПРАПОР, 21 фев 2017.

  1. ПРАПОР

    ПРАПОР procurando poeira e morte

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    2.814
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Ищущий прах и смерть
    Адрес:
    Вятская губерния
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Алексей Геннадьевич
    Источник: газета "Омутнинские ВЕСТИ+"



    «Война продолжается, пока не похоронен последний солдат»


    Поисковик Евгений Метелев рассказывает о том, как погибшие солдаты Великой Отечественной обретают свои имена и место последнего покоя.

    fakel.jpg

    Интерес к истории Великой Отечественной войны у жителя Омутнинска Евгения Метелева перерос в увлечение поисковым движением. Побывав в экспедициях трижды, Евгений уже не мыслит себя без поисковой работы, которой занимается относительно недавно.

    Все началось с увлечения историей периода Великой отечественной войны. Прочитав про поисковое движение, Евгений решил попробовать свои силы в этом деле. Случайно, через друзей в Кирове он связался с поисковым отрядом «Факел» Кировской областной общественной молодежной поисковой организации «Долг».

    Поисковый отряд

    В организации находится 22 постоянно работающих отряда. В основном это отряды из Кирова, которые созданы при образовательных учреждениях, но есть и «взрослые» отряды. Отряд «Факел» возник в декабре 2000 года при ВятГУ. В экспедициях отряда продолжают принимать участие и выпускники ВятГУ – бывшие студенты, члены отряда.

    Поисковый отряд «Факел» сейчас – это не просто группа студентов, ежегодно участвующих в «Вахтах Памяти». Это настоящая молодежная организация, занимающаяся не только поиском и захоронением погибших солдат, но и героико-патриотическим воспитанием детей и молодежи Кирова и области.

    Поисковая работа на местности

    За вахту приходится проходить десятки километров пути, перекапывать кубометры земли. Вначале это свободный поиск, в котором используются щупы и металлодетекторы, отработка нужного района местности. При нахождении останков павшего воина, в зависимости от участка местности и условий несколько бойцов начинают проводить эксгумационные работы. Останки павших героев поднимаются отрядом «правильно», на научной основе – археологическим способом.

    Все действия поисков документируются, а раскопы фотографируются, снимаются на видео. После раскопок заполняются отчеты в установленной форме. После проведения поисковых работ сдаются отчеты принимающей стороне.

    Самая ценная находка – смертный медальон, хотя он бывает далеко не у каждого бойца. Бывает, он разбит, часто не удается прочитать записку, или медальон не заполнен, поскольку на фронте было поверье среди бойцов о том, что если заполнишь, то убьют. Большую ценность представляют личные вещи воина, на них ищут надписи, потому что по ним бывает можно установить имя бойца.

    «Искать приходится не только в верхнем слое почвы, но и в воронках. Если воронка большая – то, как правило, наваливаемся всем отрядом, рассказывает Евгений. – Возим с собой помпу для этих целей, но бывало и так, когда справлялись и просто ведрами, вставая в живую цепь, в тех случаях, когда помпы не было. Однажды, когда вахта уже заканчивалась, удалось найти воронку, которую нужно было проверить, помпу уже отправили домой, тогда ведрами откачали тонны две воды. Оказалось, что это был блиндаж. К сожалению, бойцов в нем не оказалось».

    svesda.jpg


    Поисковики сравнивают себя с задержавшейся похоронной командой. Они видят, как и где застала смерть воина, и все это поисковики пропускают через себя. Эти люди взяли на себя обязанность государства захоронить бойцов, оставшихся на поле боя, и основная масса поисковиков к этой работе относится серьезно.

    В обществе много говорится о черных копателях, но, по мнению Евгения, нет ни черных, ни красных, ни белых поисковиков: «Есть вопрос совести и личного отношения человека. Какой ты по жизни, такой ты и будешь в поиске, даже если и в поиске ты работаешь официально». Евгений лично знает одного «черного» копателя награжденного за поиск медалью администрацией Новгородской области.

    Поиск в архивах

    К сожалению, имя удается установить далеко не у всех найденных красноармейцев, имена устанавливают примерно у 8 % найденных бойцов. В этом помогают данные смертных медальонов, номерные награды именные вещи (подписанные ложки, котелки, расчески).

    Очень важная часть поиска – архивная работа. Любой отряд перед выездом на полевые работы изучает предстоящее место работы, какие части там воевали, когда, что с ними происходило, какие потери понесло. Помогают журналы боевых действий, оперативные сводки, схемы, донесения о потерях. Со всем этим необходимо работать, изучать, обобщать и проверять потом на местности.

    Важная часть деятельности поисковой работы – это уточнение судеб павших защитников Отечества в годы ВОВ, работа по запросам родственников. Чаще всего запросы поступают от детей красноармейцев, не вернувшихся с войны. Многие из них не представляют, как пользоваться компьютером, а тем более интернетом. Поэтому им практически невозможно воспользоваться самостоятельно теми информационными ресурсами, которые могут помочь в деле установления судеб их родных.


    metelev.jpg


    Финансирование поисковиков

    Вопрос финансирования достаточно острый. Студентам – поисковикам помогает ВУЗ. Руководство ВятГУ заинтересовано в патриотическом воспитании студентов и проводимой ими архивно-поисковой работе, поэтому обеспечивают отряд необходимыми средствами. Остальные ездят в экспедиции за свой счет. Бывает, что поисковикам помогают.

    «Очень часто отряду помогал союз Ветеранов Афганистана, покупая продукты на Вахты Памяти. В 2015 году, когда было 70-летие Победы, во время проведения самой поисковой экспедиции мы получили помощь от Российского военно-исторического общества – по 45 банок свиной и говяжьей тушенки, которую привезли прямо в лагерь. Лично я обращался в нашу районную и городскую администрацию, после чего районная администрация дала указание моему руководству оказать благотворительную помощь в размере 5 тыс. руб., которую я получил. В прошлом году помог АО «ОМЗ», выделил 5 тыс. руб., за что всем им также спасибо».

    В других регионах по-другому. Некоторые отряды приезжают – у них оплачено все, даже гостиница. Когда казахский отряд нашел павшего земляка, вопросы по перевозке останков на родину взяло на себя руководство республики Казахстан.

    Конечно, выделяются гранты от государства, но их сложно получить в проводимых рамках. С осени 2016 года, этот вопрос отдали курировать в министерство образования. По мнению поисковиков, там смутно понимают, что такое поисковое движение, и чтобы получить что-то, нужно выполнить условия, которые касаются не взрослых, а подростков.

    Экспедиции

    Евгений участвовал в весенних экспедициях Всероссийских «Вахтах Памяти» – 2014, 2015, 2016 годов. В два первые года в Парфинском районе Новгородской области, район урочища Туганово, ближайший населенный пункт – Новая Деревня. Весной 2016 года экспедиция работала в Старорусском районе Новгородской области, а точнее в районе гридинской дороги, близ деревни Давыдово. В тех местах воевала 62 отдельная морская стрелковая бригада, сформированная в Омутнинском районе, на станции Шлаковая – в Песковке.

    Быт поисковиков

    Поисковики живут в палаточном лагере, спят в спальниках, сами готовят себе пищу, назначая дежурных. «Дежурных на каждый день назначается двое – они готовят завтрак на утро, один остается в лагере, прибирается, проветривает палатки, заготавливает дрова, готовит ужин. Второй дежурный идет со всеми на работы и к обеду разогревает еду, кипятит воду на чай» – рассказывает Евгений.
    Прививки от клещей – обязательное условие, поскольку клещи кусали за сезон не раз. Работа проходит с 9 утра до 8 вечера с перерывом на обед. Главная цель найти солдата и его личные вещи. по которым можно его опознать.

    Результаты работы

    За 16 лет деятельности отряда были найдены 557 солдат и офицеров, опознали 23 солдат. В настоящее время отряд ведет работу там же в Страрорусском районе Новгородской области район гридинской дороги.

    На 1 мая найдено 30 бойцов, из которых 24 уже «поднято». Была найдена воронка с останками павших героев. Работы продолжаются, которую осложняют дожди, уровень воды поднялся. Найдено 7 медальонов, а это рекорд за последние 3 года. Два медальона прочитано, и даже найден внук солдата, который планирует через год приехать на место гибели. Один медальон не читаем, развалился, пять – отправлены на экспертизу. Солдаты найдены там, где в апреле-мае 1942 года вела бои 62 отдельная морская стрелковая бригада.

    «С отрядом я постоянно поддерживаю связь. В настоящее время «изучаю» архивные материалы с целью точно установить солдата из второго прочитанного медальона», – рассказывает Евгений.

    В прошлом году Евгений лично нашел бойца с котелком, на крышке которого было нацарапано «Пастухов». К сожалению, без инициалов. Установить имя воина пока не получилось.

    Что запомнилось

    «В 2015 году у нас потерялась девушка, и мы, разделившись на 3 группы, пошли искать, одна группа осталась на месте. Во время я столкнулся с кабаном. Перелажу через бурелом, поднимаю голову, а у меня на пути, рядом на расстоянии пару метров стоит ко мне боком кабан и что роет на земле. Я пошумел и он убежал. Сейчас жалею, что его не сфотографировал, поскольку сначала он меня не заметил.
     
    vik-val нравится это.
  2. ПРАПОР

    ПРАПОР procurando poeira e morte

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    2.814
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Ищущий прах и смерть
    Адрес:
    Вятская губерния
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Алексей Геннадьевич
  3. ПРАПОР

    ПРАПОР procurando poeira e morte

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    2.814
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Ищущий прах и смерть
    Адрес:
    Вятская губерния
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Алексей Геннадьевич
  4. ПРАПОР

    ПРАПОР procurando poeira e morte

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    2.814
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Ищущий прах и смерть
    Адрес:
    Вятская губерния
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Алексей Геннадьевич
    Владимир Жаравин


    В. М. Молотов и железная дорога на Омутнинск.



    источник : https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3904/111651 Краеведческий портал -Родная Вятка-


    История строительства железной дороги Яр-Фосфоритная была долгой и насыщенной радостями и разочарованиями.
    Первые ходатайства о соединении Омутнинских и Холуницких заводов с Транссибирской железной дорогой относятся к концу XIX века. А разработка трассы будущей дороги Яр-Омутная-Кирс была осуществлена инженером А.А. Шанявским в 1904 году. Железная дорога на Кирсинский завод должна была строиться в 1917 году,и уже были найдены средства, определен подрядчик, но революция, гражданская война и разруха отодвинули начало строительства. В 1923 году инженером Е.А.Зостом были проведены новые изыскания трассы дороги, подтвердившие линию Яр-Омутная-Кирс-Фосфориты, которая и была утверждена. Несколько лет потребовалось для решения вопроса о финансировании. И, вроде, было уже все решено, но возникли новые трудности. В 1928 году появился проект соединения вятских фосфоритов железной дорогой с Соликамском. Если бы он осуществился, то наши заводы в Песковке, Кирсе, Омутнинске навсегда бы захирели. Как же решался вопрос о железной дороге Яр-Фосфоритная? Об это — воспоминания Василия Федорович Соина (1893-1973), хранящиеся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (стиль автора полностью сохранен).
    «…весной 1928 года председатель Губисполкома т.Недзвецкий1 вызывает меня в Губисполком (я тогда работал председателем Омутнинского уисполкома2) и предлагает немедленно ехать в Москву: «… отстаивай наш проект, иначе Ваш край совсем заглохнет». В Москве — ВСНХ3, Госплан и НКПС4 высказываются в поддержку проекта уральцев. На все мои доказательства того, что целесообразнее строить дорогу со станции Яр, потому что она здесь захватит заводы и оживит их… мало имели влияния на людей, с которыми я говорил.
    …Пробыв в Москве две недели, я уже хотел ехать, но решил еще, как в последнюю инстанцию, сходить в ЦК партии к тов. Молотову [уроженцу Вятской губернии — В.Ж.] На следующий день в 11 часов утра я уже был у Молотова. Коротко рассказал ему суть дела и пожаловался, что, мол, уральские организации, пользуясь своим авторитетом в центральных ведомствах, в ущерб интересам государства протаскивают свой проект. «А почему, - говорит, - в ущерб?» Я говорю, что постройка с Яра будет стоить гораздо дешевле, чем от Соликамска. «Но ведь говорите, что экономическое изыскание не закончено». Да, - говорю, - но поскольку я знаком с теми краями, я без расчетов утверждаю что постройка дороги от Соликамска будет стоить гораздо дороже, чем от Яра. НКПС долго очень тянет с экономическими расчетами. «Вот с этим мы Вам поможем, - говорит Молотов. - Мы дадим им две недели сроку для окончания расчетов, а через две недели Вы приезжайте».
    …Через две недели я снова был в Москве и в первую очередь пошел в НКПС узнать результаты экономических расчетов. Расчеты были закончены. Они показали, как и предполагалось, что постройка железной дороги со станции Яр будет стоить гораздо дешевле. Через два дня был подготовлен проект постановления правительства о постройке железной дороги. Вскоре состоялось постановление правительства и стройка железной дороги была признана ударной. Строилась она действительно по-ударному. Начали строить эту дорогу в 1929 году, а в 1931 году на участке в 230 километров пошли поезда, причем основная механизация на стройке была лопата и тачка. С постройкой дороги начали не только работать законсервированные ранее заводы, но были все реконструированы и превращены в современные передовые предприятия страны».5

    ГАСПИ КО. Ф. Р-6810. Оп. 1. Д. 110.



    Примечания

    1 Недзвецкий Федор Трофимович (1894-1938), председатель Вятского губернского исполкома с мая 1927 г. по март 1929 г.
    2 Соин Василий Федорович был председателем Омутнинского уездного исполкома с января 1928 г. по март 1929 г.
    3 ВСНХ — Высший Совет Народного Хозяйства
    4 НКПС — Народной комиссариат путей сообщения
    5 Воспоминания написаны в 1971 году
     
  5. ПРАПОР

    ПРАПОР procurando poeira e morte

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    2.814
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Ищущий прах и смерть
    Адрес:
    Вятская губерния
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Алексей Геннадьевич
    Владимир Жаравин


    Савва Мамонтов и строительство железных дорог на Вятке

    Источник : https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3904/110044 Краеведческий портал -Родная Вятка-


    Савву Ивановича Мамонтова большинство знает как выдающегося мецената, который материально поддерживал многих известных деятелей русского искусства, в том числе Васнецовых и Шаляпина. Однако не все даже слышали, что он зарабатывал свои капиталы на строительстве железных дорог. Именно поэтому он обратил однажды внимание и на далекую Вятскую губерний, задыхавшуюся из-за отсутствия надежного сообщения как со столицами, так и с соседними губерниями.

    Железными дорогами купец первой гильдии Савва Мамонтов начал заниматься в 1860-х годах, продолжив дело своего отца, и с 1872 года стал директором правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. Российскую известность принесло ему строительство дороги, связавшей Донецкий угольный бассейн с портом Мариуполь. Потом он развернул бурную деятельность по строительству дорог на Русском Севере. Интересно, что значительная часть доходов от этого предприятия и шла на помощь художникам и артистам, развитие русского оперного театра, организацию выставок и концертов.

    В 1895 году начинается строительство Пермь-Котласской железной дороги, и уже летом, даже раньше, чем был вбит первый ее колышек, Общество Московско-Ярославской железной дороги добивается разрешения на проведение изысканий по соединению этой дороги со своей железнодорожной сетью. В Вятку на средства Мамонтова направляется инженер-путеец и писатель Н.Г. Гарин-Михайловский, который проводит изыскания от Костромы до Ухтыма, предполагавшейся станции на будущей линии. Однако проект дороги Кострома - Ухтым не был утвержден: разрабатывался вариант о соединении Пермь-Котласской железной дороги не с Москвой, а с Петербургом. (Позже Гарин-Михайловский также по заданию Мамонтова разрабатывает проект Среднеазиатской железной дороги, также не осуществленный). Отказавшись от направления на Вятку, Общество, возглавляемое Мамонтовым, строит линию на Архангельск, которая в 1897 году была закончена.

    И снова мысль Саввы Ивановича возвращается к Вятке. В 1898 году он получает разрешение на проведение изысканий от Вологды к Вятке. Инженеры Подруцкий и Кленов, коммерческий агент Общества М. А. Широков провели линию этой железной дороги через Котельнич, где было намечено строительство железнодорожной станции и моста через реку Вятку.1 Проект получил одобрение государя. Однако, надеясь на большие дивиденды от новой дороги, Мамонтов наделал долгов и не рассчитался с ними в срок. Обвиненный в нарушениях законов, в финансовых злоупотреблениях, он был освобожден от должности и предан суду. Защищал его знаменитый адвокат Ф.Н. Плевако, который в своей речи, как бы подводя итог деятельности Мамонтова, сказал: «Он внес новый прием. Дорога должна оживить край, ширь ее будущих работ - в прямой зависимости от разветвлений, которыми она прорежет забытый Север и приведет его к полносильному центру, к богатому югу, к столицам и к путям, связующим Русь с мировыми рынками. Дорога пробивается к Вологде, переносясь через широкую Волгу, соревнуясь с водным путем, устремляется с востока на Кострому, с запада - на Рыбинск. Рисуются дальние планы: Белое море, Питер, Вятка».2

    По суду Мамонтов был оправдан. Однако вопрос о строительстве железной дороги Петербург - Вятка был отложен на несколько лет. Решение было принято в 1901 году, но уже за счет казны. Проводятся новые изыскания, в результате которых возникают два варианта дороги - через Котельнич и через Орлов. Идут споры, пишутся ходатайства, купеческие деньги летят на поиски новых доказательств в пользу того или другого проекта. В конце концов побеждает котельничский вариант, и одним из аргументов в его пользу был тот, что эту линию намечал Мамонтов, «известный в России строитель железных дорог», как сказано в ходатайстве Котельничской городской Думы перед министрами путей сообщения, финансов и внутренних дел.3На Савву Ивановича ссылалось и Главное управление по строительству железных дорог Министерства путей сообщения, принявшее окончательное решение.4

    Так авторитет Мамонтова сыграл свою роль в том, что появилась железнодорожная станция Котельнич. А сколько таких станций на Севере было построено благодаря этому замечательному человеку! Недаром и одна из пригородных платформ Северной железной дороги носит имя «Мамонтовская».

    В. ЖАРАВИН

    1 ГАКО. Ф. 582. Оп. 200. Д. 310. Лл. 2, 5, 10, 11.

    2 Мамонтов С.И. // Деловой мир, М, 1993, 3 июля, С. 11.

    3 ГАКО. Ф. 582. Оп. 142. Д. 231. Л. 4 об.

    4 Приложение к «Вятским губернским ведомостям», 1901, № 140, 24 ноября, С. 1.
     
  6. ПРАПОР

    ПРАПОР procurando poeira e morte

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    398
    Симпатии:
    2.814
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Ищущий прах и смерть
    Адрес:
    Вятская губерния
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Алексей Геннадьевич

Поделиться этой страницей