1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Тайна портрета изображённого на рублёвиках Петра II.

Тема в разделе "Видео,заметки,статьи", создана пользователем Lenchik, 26 сен 2017.

  1. Lenchik

    Lenchik Модератор Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    28.03.2015
    Сообщения:
    2.931
    Симпатии:
    3.009
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    д.п. Кудряшовский
    Торговая репутация:
    7
    Имя:
    Елена
    Доброго времени суток уважаемые форумчане, сегодня мне хочется рассмотреть вопрос: чей портрет изображён на рублёвиках Петра II 1727 - 1729 гг. ?

    Обратимся к В.В. Узденникову.
    Изображение Петра II на рублёвых монетах принято разделять на три типа:
    1) портрет образца 1727 г.
    2) портрет образца 1728 г.
    3)портрет образца 1729 г.
    32_1.jpg

    На рублёвиках 1727 г. мы видим портрет идеализированного молодого человека, облачённого в монаршие одежды. Если мы обратимся к официальным парадным живописным портретам художников и сравним образ императора изображённый на монете, то увидим, что сходство стремится к нулю. Это объясняется фактором спешки в изготовлении монет новоявленного правителя с одной стороны и отсутствием художественного образца с другой. Ведь для создания парадного портрета, на который могли бы ориентироваться медальеры, нужно время.
    А вот портрет образца 1729 г. поразительно схож, созданными к тому времени, парадными портретами и прижизненными гравюрами. Здесь, мы видим профиль с вытянутым вперед лицом и крупным носом.
    С портретами 1727 г. и 1729 г. мы разобрались, здесь всё понятно и логично.
    А вот портрет 1728 г. претерпел удивительные изменения, идеализированные, мягкие силуэтные черты юноши, сменили грубые, тяжеловесные черты зрелого мужчины. Черты его лица суровы и массивны, здесь мы видим, умудрённого, закаленного в сражениях человека. Что же произошло, почему портрет претерпел, такие резкие изменения? Исследователи утверждают, что не было ни указа, ни какого-либо другого документа, подтверждающего изменение портрета.

    Причину изменений остается только предполагать.
    Существует гипотеза, что на рублёвиках с портретом образца 1728 г. изображён не Пётр II, а светлейший князь Александр Меньшиков!
    Обратимся к истории. Факт, что Меньшиков ранее использовал возможности монетного дела для прославления собственной персоны, уже доказан. В.В Уздеников провёл оригинальное исследование, результатом которого стал факт, о предпринятых попытках Меньшиковым, нарушая все каноны, поместить на общегосударственной монете объединённый вензель – свой и императрицы. Этот экземпляр известен как «Меньшиков гривенник», который планировался к массовой чеканке в 1726 г. при Екатерине I.
    post-13108-128986526251.JPG

    Этот гривенник, конечно, так и не был отчеканен миллионными тиражами, как хотелось того князю, но, тем не менее, задумка Меньшикова удалась и эта монета носит его имя и является в какой-то мере ему памятником.
    Ну, а раз эта затея удалась, Меньшиков решается на более рискованный шаг – поместить на государственной монете свой портрет, в центр круговой надписи, информирующей о том, что самодержцем является Петр II. Выходит, что монета носит многозначительный смысл, показывая кто на самом деле является правителем Российского государства.
    Только взгляните, как подозрительно похож Пётр I на Меньшикова, если сравнить рублёвик 1728 г. и великолепный бюст Меньшикова.

    1p1728_1.jpg
    Byust-Menshikova-togo.jpg

    Меньшиков сконцентрировал в своих руках безграничную власть и активно заправлял делами монетного двора.
    И.Г. Спасский описывает деятельность князя таким образом: «Захватив в свои руки власть, Меньшиков немедленно организовал, производство отвратительной по качеству монеты. Проба прыгала: 64-я, 48-я, 42-я в сплаве с мышьяком. Сплав 42 с мышяком был настолько нестойким, что даже его слитки, пролежав несколько дней, начинали разрушаться. В таких условиях, стремившийся к славе и величию Меньшиков, через своих ставленников, использовал все возможности монетного производства, чтобы претворить в жизнь свои тщеславные планы.

    Амбиции Меньшикова вылились в грандиозные проекты, пример тому – великолепные дворцы, носящие его имя, триумфальные арки перед дворцами. Также честолюбивыми планами, была попытка выдать свою дочь за Петра II. Но оппозиционно настроенные князья Долгорукие смогли вывести из под опеки Меньшикова и изолировать от его влияния Петра II. Вскоре князь попал в немилость и был сослан в Берёзов.
    Конечно это предполжение имеет и контраргументы, например бросается в глаза временное несоответствие – князя сослали в сентябре 1927 г., а монеты чеканили в 1728 г., но это можно объяснить, что монетчики боялись ослушаться кназя, ждав его возвращения, а может потому, что отклонения в изображении императора преследовались не так сурово, как отклонения в пробе и весовых характеристиках монеты. Да и смену портретного типа, всегда можно было объяснить «творческим подходом» нерадивых копиистов. Так же известно, что монетные дворы датировали монету с опережением или отставанием от реального времени.
    По всей видимости когда стало окончательно ясно, что Меньшиков лишился своей власти, на монеты вновь вернулись спокойные, приятные черты лица.
    Это конечно всего лишь гипотеза и возможно притянутые факты, но отсутствие документальных источников позволяет нам домысливать события, но как говорится , истина всегда где-то рядом.
    Использованная литература:
    Петрунин Ю.
    «Нумизматические очерки»
    «Известный и неизвестный рубль Петра II
     
    kipa1970, Greybeardy и Эд Сибирский нравится это.
  2. J. Shrott

    J. Shrott Пользователь

    Регистрация:
    21.01.2017
    Сообщения:
    576
    Симпатии:
    1.063
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    19
    Имя:
    Сергей
    Рандольф Зандер "Рубли Петра 2"
    Кроме нескольких попыток упорядочить выпуск монет малых номиналов, короткое царствование Петра II не было отмечено важными событиями, касающимися нумизматики. В основном чеканились рубли, и полтины - было выпущено более миллиона рублей, датированных 1727-1729 гг. Метрологический стандарт не менялся, из российского фунта серебряного сплава 70/96 пробы чеканили 14 рублей 20 копеек. Правительство к своей выгоде продолжало изымать старые проволочные копейки, и ранние высокопробные рубли из обращения и превращать полученный из них металл в рубли нового образца. Однако большинство серебряных монет чеканились из сырья, полученного посредством иностранной торговли. В 1727 г. было принято решение закрыть Петербургский монетный двор. Вскоре его оборудование и рабочих перевели в Москву. В северной столице монетный двор заработал снова только в 1738 г.

    Для рубля Петра II были предложены два типа монеты : один с орлом на обратной стороне, как это было при Екатерине I, другой, который был одобрен, с буквами П и коронами в крестообразной форме, как на монетах Петра I 1722-1725 гг. (Два образца 1727 года в настоящее время считаются уникальными.) Образец с орлом (он сейчас в Эрмитаже) каким-то образом попал в обращение и довольно изношен. Другой образец, "крестовик" появился только в 1984 г. на аукционе, он не был в обращении. Существуют косвенные доказательства, что он происходит из коллекции Содермана. На лицевой стороне обоих образцов изображен портрет работы немецкого гравера Антона Шульца, в то время главного медальера Петербургского монетного двора. По стилю и духу он очень близок к портрету Петра II работы того же Шульца на коронационной медали.

    "Крестовик", не бывший в обращении, можно изучать во всех подробностях, По изяществу формы и тонкости исполнения он приближается к медали, портрет искусно выгравирован и тщательно проработан. Обратная сторона тоже вся гравирована вручную и во многих деталях отличается от "стандартной", монеты, чеканившейся по этому образцу Короны над буквами П этого рубля принадлежат к типу, который не воспроизводится ни на одной иной монете Петра 2. Например, расположение на "околыше" трех больших самоцветов (бриллиантов), разделенных двумя четверками мелких самоцветов, не повторяется больше нигде. Не одинаковы также все четыре короны; слабо гравированная нижняя корона отклонена слегка вправо, четко выгравированная правая выпячена слегка влево. Еще одно отличие: расположение двойных "11" между П, особенно то, что каждая из 1 слегка отклоняется от своей пары, и они не совсем параллельны, как на "стандартных" монетах.

    Портреты на монетах (все они ручной гравировки) можно более или менее определенно разделить на две основные группы. Самая большая, состоящая из монет, отчеканенных в 1727-1728 гг. и на протяжении большей части 1729 г., сначала хорошо воспроизводит привлекательный бюст, но со временем изображение становится все более небрежным. Возможно, некоторые из многих вариаций объясняются тем, что каждый из граверов работал в присущем ему стиле. Вот типичные примеры. Вторая лице пая сторона резко отличается от предыдущей: на ней юный император представлен остроносым, похожим на лису. Трудно понять, почему для изображения избрали этот не приукрашенный нелепый портрет. Правда, что медальная и монетная иконография XVIII ст. часто умышленно подчеркивала "сильные" черты - выпяченную губу Габсбургов, двойной подбородок Людовика XVI на его последних монетах, выдающийся нос Карла III, первого короля Испании. Но те граверы смогли передать эти черты в определенном стиле и со вкусом, чего нельзя сказать о граверах, которые делали рубли Петра 2 второй половины 1729 г.

    Всего существует более 100 разновидностей рубля Петра II, которые отличаются друг от друга изображением прически (парика), одежды, орла, надписей, а также гуртом монеты и т. п. Случаются орфографические ошибки, хотя и не так часто как в монетах последующего царствования Анны Иоановны.

    Существуют четыре новодела - три датированные 1727 г., один 1729 г. Из новоделов, датированных 1727 г, - два обозначены маркой монетного двора СПБ - один на лицевой стороне, другой - на обратной; третий - без обозначения монетного двора. Марка на лицевой стороне обычно маленькая и втиснута под портрет, Марка на обратной стороне очень слабо отпечатана. Новоделы 1727 года-гибриды: с лицевой стороной Петра II и с орлами обратной стороны Екатерины I, и все, безусловно, редкие.

    Новодел 1729г. отчеканен обычными штемпелями того же года с насечкой на гурте. Считается редким.

    Шуберт в своей книге 1857 г. с почтением говорит о двух экземплярах "1730 года" Петра 2 и оценивает их в 400 франков каждый - так же он оценивает и принадлежащий Самуилу Юдину очень редкий рубль Петра III (непринятой модели). Северин датирует их тем же годом, замечая, что приблизительно в 1910 году несколько русских коллекционеров владели экземплярами монет 1730 г. из той партии, которая была переплавлена после смерти императора и из которой сохранилась только горстка. Сравнивая цифру 17 с цифрой 30 на иллюстрации в атласе Шуберта, нельзя не заметить, что и цифры 30 значительно большего размера, чем цифры 17 Такое же различие наблюдается на образцах Г.М., которые находятся в Смитсоновском институте. Другие источники об этом умалчивают.

    http://moneta-russia.ru/library/randolf-zander-rubli-petra-2.php
     
    Антон, kipa1970, Greybeardy и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей