Народы, населяющие Россию. С кем мы живём вместе сотни лет.

Тема в разделе "Краеведение России", создана пользователем СергейЧ, 12 фев 2018.

  1. СергейЧ

    СергейЧ Пользователь

    Регистрация:
    21.03.2015
    Сообщения:
    5.045
    Симпатии:
    9.422
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Работаю как папа Карло...
    Адрес:
    УрФО
    Торговая репутация:
    5
    Имя:
    Сергей
    Данная тема не претендует на 100% истину и не является научной. Я бы назвал её так-"записки дилетанта." Просто мне захотелось кратко рассказать о тех этносах,которые живут в нашей огромной стране. Показать быт народов его традиции,культуру... вру как всегда. Показать однообразие и бесконечную борьбу за жизнь в далеко не идеальных условиях своего существования народов в стране,где зимы свирепые,неурожаи частые,а голод это норма жизни. За свою официальную 2000 тысячелетнюю историю у нас увы не было такого требования к власти как у римлян-"Дайте нам хлеба и зрелищ". Дайте нам волю было,дайте хлебушка было,дайте свободы глоток тоже было,не пори до смерти барин..тоже,но начну я не с титульной нации русских крестьян (другой не признаю), а с наших "братьев меньших" которым в отличии от русских в империи,да что там в империи то..в Третьем Риме жилось чуточку получше и посытнее,чем "римлянам". Наши "Туземные народы" в отличии от индейцев Америки,обладали неотчуждаемым правом на землю своих предков, и даже в долгосрочную аренду (к примеру, под рудники) эти земли было взять весьма проблематично. Один пример: для договора аренды было необходимо письменное согласие 3\4 (а может, 4\5 - точно не помню) мужского населения без учёта социального статуса.Потом, правили этими "туземными землями" кантонные начальники баи, и без их согласия в их владения не особенно-то вступишь. Чем и пользовались башкирцы и киргизцы, угонявшие у русских поселенцев их стада. Прошу сразу извинить меня либерально настроенных форумчан,если им покажется,что я перегибаю палку в своих высказываниях. Открывайте свою тему и пожалуйста описывайте с предоставлением фактов,а они уже есть про другую богатую,стремительно развивающуюся с высоким уровнем жизни страну. Я не болен синдромом Марии Антуанетты и поэтому даже не сделаю попытки накормить голодных пирожными. Начнем с башкир.
    О происхождении башкирского народа, за отсутствием исторических указаний на это, толкуют различно. Гумбольдт и Штраленберг признают башкир за народ финского племени, только со временем перенявший монгольский тип. Хвольсон производит башкир и одноплеменных им мадьяр от вогульского племени, составляющего отдельную отрасль так называемой угрской группы или большой алтайской семьи. Некоторые же историки производят их от болгар. Есть, наконец, писатели, отводящие башкирам среднее место между финским и татарским племенами.По типу лица башкиры не представляют резкого отличия от татарского племени вообще. Та же круглая, довольно большая голова, круглое и смуглое лицо, серые или карие, большею частью плоские и довольно узкие глаза, прямой и небольшой лоб, оттопыренные большие уши, короткая редкая борода, по большей части темно-русая. Выражение лица у башкир не только не безобразно, но нередко даже очень красиво. Ходячие изображения башкир с зверским монгольским лицом, с выдающимися скулами и косыми глазами — далеко не верны.
    Два пожилых башкира 19 в
    А башкир.jpg
    Или вот,фотография 19 век. Молодые парни
    А башкиры парни.jpeg
    Одежда башкир, даже по названию, почти тождественна с обыкновенным татарским костюмом. Мужчины носят те же длинные рубахи с откладными воротниками, тот же чекмень (кафтан), халаты и широкие шальвары. Голову покрывают низкой войлочной шляпой с загнутыми вверх полями. На ногах носят ичиги с калошами, а бедные — лапти. Зимою носят тулупы и шапки, отороченные мехом. Женский костюм также мало отличается от татарского. Башкирки носят холщовые рубашки, вышитые вокруг ворота и рукавов алого цвета нитками. Сверх рубашки надевают платье, зимою с рукавами, а летом без рукавов; платье это увешивается вокруг ворота и на груди серебряными монетами. Подобно татаркам, башкирские женщины носят шальвары. На фото богатая башкирка.
    А башкирка монисто.jpeg
    Так жили бедняки
    А деревня башк нищая.jpeg
    А вот так зажиточные
    А баш зажит дом.jpeg
    upload_2018-2-13_0-39-11.jpeg
    upload_2018-2-13_0-40-8.jpeg
    upload_2018-2-13_0-40-51.jpeg
    В 17-18 веках нарушение условий заключенных между царской властью и башкирскими родами неоднократно вызывало восстания башкир. После подавления Пугачёвского восстания 1773-75 года сопротивление башкир было сломлено, однако их вотчинные права на землю сохранены. Учреждением в 1789 году в Уфе Духовного управления мусульман России было признано их право жить по своей религии. В 1798 годах в рамках кантонной системы управления (смотри в статье Кантон) башкиры были переведены в военно-казачье сословие, после её отмены в 1865 году - причислены к податному сословию. Отмечу воевали башкиры много,неплохо и долго. Пытался найти место,где десятки тысяч человек пытались пересечь реку ,чтобы уйти в Китай и где им была устроен полный разгром царскими войсками,погибли тогда тысячи,включая и гражданское население как сейчас модно говорить.
    Постановочное фото,башкирская семья обедает,мужик богатый у него две жены.
    А баш семья обед.jpeg
    А это обычная башкирская семья,таких было больше
    А башк бедная семья.jpeg
    Мне нравится отношение у башкир к женщинам
    upload_2018-2-13_0-56-50.jpeg
    А ещё башкиры великолепно готовят кумыс
    Готовили кумыс в прежние времена в липовых или дубовых кадках. Вначале получали закваску – бродило. У башкир им служит кислое коровье молоко. Бродило замешивали с кобыльим молоком и давали настояться.
    По времени созревания кумыс подразделяют на слабый (одни сутки), средний (двое суток) и крепкий (трое суток). Доля спирта в них составляет соответственно один, полтора и три процента.
    Натуральный однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами. Его не зря называют напитком долголетия и здоровья. Хорошо знакомый с бытом башкир писатель Сергей Тимофеевич Аксаков писал об оздоровительном действии кумыса: «Весной… начинается приготовление кумыса, и все, кто может пить – от грудного младенца до дряхлого старика – пьет целительный, благодатный напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости, полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щеки». В экстремальных условиях башкиры иногда питались одним кумысом, обходясь без другой пищи.
    Еще в первой половине XIX века автор «Толкового словаря» Владимир Даль, врач по образованию, подметил антицинготное действие кумыса. Даль писал, что, привыкнув к кумысу, поневоле предпочтешь его всем без исключения напиткам. Он охлаждает, утоляет одновременно голод и жажду и придает особую бодрость, никогда не переполняя желудок.
    И напоследок ещё одна фотография,19 век
    А башкиры семя.jpg
    А это ..самогоноварение,вот так..
    А башкиры самогон.jpg
    Следующие татары) Пока
     
    val_sib, Геннадий, Lenchik и 4 другим нравится это.
  2. vik-val

    vik-val Пользователь

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    3.761
    Симпатии:
    4.601
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    все больше по хозяйству
    Адрес:
    Бурмистрово
    Торговая репутация:
    2
    Имя:
    Виктор
    Серега,это ж сколько ты пальцАми в клавиши попадал? Офигеть!:eek:.BravoBravo!
     
  3. СергейЧ

    СергейЧ Пользователь

    Регистрация:
    21.03.2015
    Сообщения:
    5.045
    Симпатии:
    9.422
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Работаю как папа Карло...
    Адрес:
    УрФО
    Торговая репутация:
    5
    Имя:
    Сергей
    Вить,копировать большую часть текста совсем не трудно:)
     
    val_sib и vik-val нравится это.
  4. Lenchik

    Lenchik Модератор Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    28.03.2015
    Сообщения:
    2.695
    Симпатии:
    2.188
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    д.п. Кудряшовский
    Торговая репутация:
    5
    Имя:
    Елена
    Спасибо, Сергей! Очень интересный пост, с удовольствием почитала!
     
  5. СергейЧ

    СергейЧ Пользователь

    Регистрация:
    21.03.2015
    Сообщения:
    5.045
    Симпатии:
    9.422
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Работаю как папа Карло...
    Адрес:
    УрФО
    Торговая репутация:
    5
    Имя:
    Сергей
    Самый многочисленный из представленных народов в Российской империи это татары, места проживания этого этноса обширны: от среднего течения Волги (Нижегородская губерния) до Астрахани на юге и Уфимской губернии на востоке и далее в Сибирские земли. Волжских татар принято было именовать казанскими, чтобы отличать их от татар крымских , кавказских (азербайджанцев),сибирских.
    Казанские татары, пришедшие с начала тринадцатого столетия с монгольскими ханами, но очень мало смешанные с племенами их вождей, судя по чистоте их типа, происходят от кипчаков Золотой Орды. Казанские татары приняли в себя некоторое число древних булгар и доныне часто называют сами себя „булгарлыками".Они среднего роста, широкоплечи, крепкого телосложения; лицо у них красивой овальной формы, нос прямой, тонкий, красиво выгнутый, глаза черные, живые, острые, скулы немного выдающиеся, борода черная, редкая, шея толстая и короткая; голову они всегда бреют, отчего их прямые уши кажутся более длинными, чем на самом деле. Женщины имеют обыкновение белиться и румяниться, но они все более и более принимают русские моды. Татарки бедных семейств свободно выходят на улицу, с полуоткрытым лицом, а жены богатых татар ездят иногда в русский театр, в Нижний на ярмарку и в столицы, присутствуют на публичных увеселениях. Многоженство все еще существует, брак не перестал быть покупкой жены, и в брачных договорах, в составлении которых жених и невеста не участвуют, постоянно упоминается цифра калыма, уплачиваемая за молодую девушку. Однако, число татар-многоженцев понемногу уменьшается. На фото как раз многоженец)) 1887
    А Казанские семья.jpeg

    Татарки по наружному виду более подходят к восточному типу, а именно к монгольскому, по причине значительно выдающихся скул и узкого разреза глаз. Другая отличительная их черта — это переливающаяся с боку на бок походка, по которой тотчас возможно признать татарку, без предварительного разузнавания ее народности. За особенную красоту татарки почитают их выдающиеся боковые кости. К 35 годам татарки от употребления косметических средств и от бездеятельной жизни сильно стареют, представляя этим совершеннейшую противоположность с другими народностями.До настоящего времени татарские женщины ведут совершенно отдельную от мужчин жизнь, имея свое особое помещение. Единственное их развлечение составляют дети, одежда и частая еда. От этой характеристической черты жизни татарских женщин в последнее время делаются отступления. Так, например, татарки являются в театр занимая места в ложах позади своих мужей, при опущенных вуалях. Их можно также встретить на гуляньях и на официальных балах. На последних они откидывают свои вуали, причем наблюдателю немедленно бросается в глаза их полуиспуганный вид и всякое отсутствие движения зрачков. При всем том некоторые из них весьма привлекательной наружности, в особенности те, которые не употребляют косметических средств, что весьма редко.
    Астраханская татарка 1897
    А астрах татарка.jpeg
    Казанская девушка татарка
    А казанская татарка.jpeg
    По роду занятий татары все более и более уподобляются русским, хотя они не занимаются тяжелыми полевыми работами. Многие татары имеют в Казани значительные фабрики. Казанские мыльные заводы известны целой России; татарские мануфактуры кумачей и бумажных тканей производят большие обороты. Многие делаются ремесленниками, половыми в гостиницах и ресторанах; еще гораздо большее число занимается торговлей, в особенности разносной, и извозным промыслом (перевозкой товаров).
    Главным занятием массы татарского населения служит земледелие, хотя справедливость требует заметить, что татары — плохие земледельцы, несмотря на то, что занимают сравнительно хорошие земли. Причин этого несколько: прежде всего недостаточность наделов, обезлесение местности, служащее причиной частых засух, и плохая техника земледелия. Татары расселились громадными селениями по нескольку сот дворов, вследствие чего поля их раскинулись на десятки верст, и дальние полосы не могут быть удобряемы. Кроме того, среди татар наблюдается наибольший процент безлошадных, которым приходится или отдавать свои наделы за ничтожную плату в аренду, или обрабатывать кое-как наймом, что также дает мало дохода. Будучи дурными земледельцами, татары — плохие и плательщики податей. Недоимки и ссуды для татарина составляют уже нормальное явление, и редкий год он не обращается в земство за ссудой, вполне уверенный, что „русский царь бугата — курмит".

    Но если татары плохо организуют свое собственное хозяйство, то в чужом хозяйстве являются очень хорошими работниками. Вообще, татары способны ко всякому труду. Поступая в услужение, в виде кучеров, дворников, сторожей, скоро приобретают полное доверие своей честностью, исправностью, услужливостью и готовностью на всякое дело. В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются самыми лучшими крючниками и грузчиками, свободно таская на себе тюки с тяжестями по 12—18 пудов. Но в целом татарин, сибарит по натуре, любит и предпочитает всему лёгкий труд, особенно торговлю, к которой он, подобно еврею, чувствует большую склонность и способность. Стоит татарину скопить несколько рублей, как он пускается в торговлю. Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани и Нижнем есть татары-миллионеры. На Урале купцов татар было очень много в отличии от башкир,среди которых купцов было очень мало.
    А татары грузчики.jpeg
    Татарская семья с достатком
    А зажиточные татары.jpeg
    Одежда татар — восточная, отличающаяся своей длиной и шириной. Рубашка — белая или цветная, ситцевая или же из синей крашенины, с широкими рукавами, спускается ниже колен и не подпоясывается; штаны, также широкие, запускаются за сапоги или завертываются за онучи. Поверх рубашки татары носят безрукавый камзол ("зилян"), доходящий до колен, затем халат, подпоясываемый гарусным или шелковым кушаком — и, наконец, шубу. Казанские татары-купцы носят обыкновенно поверх зиляна суконный кафтан с опушкой, похожий покроем на русский купеческий. Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее; зато они носят много драгоценностей: золотые перстни, кольца с бриллиантами, массивные золотые цепи и пр.

    Выбритая гладко голова татарина покрывается ермолкой (тюбетейкой), иногда расшитой золотом и жемчугом, затем шапкой, у богачей опушенной бобром. Муллы и хаджи, т. е. совершившие путешествие в Мекку, и вообще почетные татары носят белую чалму (зеленые чалмы присвоены только одним потомкам Магомета), масса же татар поверх тюбетейки носит белые поярковые шляпы.
    А татарин каз.jpeg
    Женская одежда состоит из длинной и широкой ситцевой рубашки с нагрудннком и шаровар. На рубашку татарки надевают зилян, а на голову накидывают полотняное или ситцевое покрывало, заменяемое иногда простым платком; богатые вместо зиляна носят халат из парчи, из шелковой материи или из китайки с длинными рукавами. Халат накидывается прямо на голову и служит таким образом вместо чадры (покрывала). Головным убором служат шелковые или бархатные колпачки, с дорогой бахромой, позументами, мелкими серебряными монетами и драгоценными камнями, или же бархатные круглые шапочки с плоским верхом, отороченные соболем. Кроме того, татарки очень любят разные украшения из благородных металлов и самоцветных камней: ожерелья, массивные серьги, браслеты, перстни, в косы вплетают разные металлические подвески, монеты и пр.
    А ап тат.jpeg
    Красавица 19 век
    А тат красавица.jpeg
    В городах, в особенности Казани, вид татарских домов и строений ничем не отличается от других городских. Приемные покои в виде залы и гостиной убраны на европейский лад, обыкновенной мягкою мебелью, зеркалами, канделябрами, занавесками, коврами, салфетками и цветами на окнах. Во внутренних покоях преобладает азиатский вкус с его низкими диванами по стенам, на которых сидят татарки, поджав свои ноги.

    Дома в деревнях по первому впечатлению опрятнее русских, что происходит от влечения татар казаться богаче, чем они в действительности есть. Для сего он белит несколько раз в году свою печь, ставит на вид самовар с чайным прибором яркого цвета, большой сундук, окованный жестью и раскрашенный такими же цветами и зеркало на видном месте — придают избе своего рода изящество, без которого русский крестьянин обходится легко, не увлекаясь желанием казаться богатым и приберегая копейку на более необходимые предметы, либо для увеличения своего капитала.
    Татарская деревня
    А тат деревня.jpeg
    В татарских избах с виду кажется все чистым и прибранным, но большинство татар нельзя, однако, похвалить за чистоту и опрятность. У них постоянно случается, что в одной и той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье. Чистоплотности от татар также, кажется, можно было бы ожидать, вследствие частых омовений, предписываемых им законом; но на деле бывает далеко не то: у них чаще, чем у какого-нибудь другого племени встречаются разные накожные болезни, порождаемые неопрятностью, а также парша на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений. Вместе с тем, как сам татарин, так и дом его, насквозь пропитаны каким-то особенным запахом от бараньего сала, которое они постоянно употребляют в пищу, в виде приправы к разным кушаньям.
    Гастрономический вкус татар — все мучнистое, все жирное и сладкое. Обыкновенная пища татарина-поселянина состоит в следующем: «толкан» — мука вареная в воде с солью; болтушку эту едят утром вместо чая. За обедом подают салму — мучные шарики, иногда с мясом, разваренные в воде; лепешки из гречневой муки. Вечером опять варят «толкан». По праздникам лакомятся лошадиным мясом или бараниною.

    Самый общительный татарин не станет с русским есть мяса: надо, чтобы животное было заколото татарином, который, перерезывая горло, произносит молитву: "бис-милях" (во имя Божье). Часто случается, что, приходя в русский трактир, татарин приносит с собою курицу или кусок говядины и отдает ее зажарить; если же принесенная птица живая, то татарин тут же сам закалывает ее с молитвою.

    Уход за скотиною в татарском хозяйстве весьма тщателен и примерно чист. Их вареные сливки — каймак — очень вкусны. Они запасаются ими на зиму, замораживая их в больших кадках, и едят затем разогретыми. Впрочем, это делается большею частью в домах зажиточных татар.

    Богатые татары преимущественно едят лапшу, пельмени, жаркое, жирные лепешки (с чаем), пироги с зелеными огурцами и сухие плоды. До разных овощей татары весьма болышо охотники: они возделывают их с любовью, запасаясь ими на зиму. Татары, живущие в Казани, почти совсем не едят конины. Это невкусное мясо в употреблении только у деревенских жителей, которым продают на убой обыкновенно старых, еле живых лошадей.

    До чаю все вообще татары страстные охотники; быть может, это потребность желудка после их жирных обедов. Но замечательно, что пристрастие к чаю и ко всему сладкому не уничтожает в них, как и в русских крестьянах, склонности к вину. Несмотря на заповедь пророка и запрещение мулл, татарин любит выпить, оправдываясь тем, что пьет не вино, а бальзам (попросту — настой трав на водке). Трактирная жизнь татарину очень по сердцу; в этом, может быть, проявляется здесь любовь восточного жителя к кофейням. В трактире татарин обыкновенно выпивает несколько рюмок бальзаму и множество бутылок пива. Выпить в течение дня 10 — 15 бутылок у татарина не считается гастрономическим подвигом. За пивом распевает он свои песни, или слушают орган, курит табак, а у себя в доме курить не позволяется. Пьяные татары не так скоро ссорятся, как русские; зато уж если случится драка, то унимается она не скоро.
    А внутри дом тат.jpeg
    Татары очень набожны и отличаются сильной приверженностью к обрядам своей религии, исправно посещают богослужение и обязательно пять раз в день совершают моление, которому всегда предшествует омовение. Нахождение даже в пути не освобождает татарина от исполнения религиозных обязанностей, и он свято выполняет их. Самым важным в религиозном отношеши у татар считается месяц рамазан — девятый месяц в лунном году мусульманского летосчисления, так как, по словам корана, в этом месяце основатель ислама начал получать откровения Божии, и потому все мусульмане, кроме детей, престарелых, беременных женщин, больных и путешественников, обязаны держать в этот месяц пост. Пост состоит в том, что с появлением утренней зари все воздерживаются от употребления пищи и питья, курения и пр., а с наступлением вечерней зари разрешают себе не только принятие пищи и питья, но и удовлетворение других потребностей человеческой природы, без каких-либо ограничений.
    А два татарина.jpeg
    Источник:Геогргафическое описание народностей РИ 19 век.
    Продолжение следует.
     
    val_sib, vik-val и Lenchik нравится это.
  6. СергейЧ

    СергейЧ Пользователь

    Регистрация:
    21.03.2015
    Сообщения:
    5.045
    Симпатии:
    9.422
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Работаю как папа Карло...
    Адрес:
    УрФО
    Торговая репутация:
    5
    Имя:
    Сергей
    :)Beer2Beer2
     
  7. СергейЧ

    СергейЧ Пользователь

    Регистрация:
    21.03.2015
    Сообщения:
    5.045
    Симпатии:
    9.422
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Работаю как папа Карло...
    Адрес:
    УрФО
    Торговая репутация:
    5
    Имя:
    Сергей
    При подготовке материалов этой темы,мной использованы следующие источники:

    "Народы России. Этнографические очерки." (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
    Этнографическое обозрение, 1890, №1;- "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В.П.Семенова и под общим руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского и акад. В.И.Ламанского, т.6 (Издательство Девриена, СПб);
    А.И.Артемьев, Этнографическое обозрение чувашей, 1859.
    А также использованы иллюстрации из книг и журналов XIX века, фотографии и произведения художников того времени.

    Следующая народность Российской империи Чуваши. Происхождение другой поволжской народности, чувашей, также вызывает споры исследователей. По нынешней версии, чуваши — это потомки древних племен суваров и булгар. Существовала также версия финно-угорского происхождения чувашей. Бытуют даже мнения, правда, ничем не подкрепленные, что чуваши произошли от шумеров, или египтян, или этрусков. До присоединения чувашей к России, случившегося после завоевания Казанского ханства, они исповедовали языческую религию на основе многобожия, анимизма и поклонения духам предков. В XVIII веке произошла массовая христианизация чувашского населения, однако даже в конце XIX века многие чуваши еще сохраняли языческие верования.
    А чуваш.jpeg
    Чуваши, как начинает говорить о них история, являются народом, который всегда входил в состав более многочисленных соседей. Так в период совершенного покорения русскими Казани, чуваши прежде других инородцев здешнего края стали изъявлять желание присягнуть царю. Местность по речкам Цывилям, принадлежащая к главнейшим становищам чувашского населения, является почти в полной зависимости от русских еще в конце XV столетия. Есть предания, что здешние чуваши впоследствии сами просили о построении у них города, куда бы они могли являться для сдачи ясака.Эти обстоятельства, без сомнения, имели немаловажное влияние на характер чувашей, от природы спокойный и доброжелательный. Они же, быть может, послужили главною причиною, что чуваши селились преимущественно в глуши лесов, в стороне от больших дорог, и непременно в каком-либо овраге, так что самое слово «овраг» — сирмы сделалось синонимом слова «деревня», и нередко слышится в названиях чувашских селений: Оба-сирмы, Ирх-сирмы, Ялдым-сирмы и пр. Надобно к тому присовокупить, что обычай чувашей селиться патриархально, усадьбами, «каждо с родом своим» имеет последствием то, что в чувашских деревнях дворы располагаются не улицами, но более или менее сближенными группами, между которыми пролегают вообще не широкие, прихотливо извивающиеся проезды. Правительство, хотя и принимало меры к более правильному расположению чувашских селений, однако и ныне селений, выстроенных по правильному плану и с «белыми» избами, еще весьма немного.

    Относительно постройки самих домов можно сказать, что они вообще отличаются обширностью и прочностью; дверь в них всегда обращена на восток, страну священную по древнерелигиозным понятиям чувашей. К дому примыкают такой же прочной постройки амбары и другие хозяйственные заведения, между прочим, пивоварни и особые здания для летнего житья. Все это придает чувашскому селению вид благосостоятельности. И действительно, зажиточность распространена между чувашами ровнее, быть может, главным образом от того, что в чувашах нет наклонности к щегольству, а напротив заметна скупость и крайняя неприхотливость в жизни.
    А деревня чуваши.jpeg


    Главный промысел чувашей — земледелие, и они считаются в здешнем краю даже лучшими, усерднейшими земледельцами, умеющими с выгодами пользоваться каждым клочком земли для пашни, хотя и не очень удобряют свои поля. Успешности их земледельческих занятий в немалой степени способствует и то, что чуваши по преимуществу живут немноголюдными поселками, и потому пахотные поля имеют в недальнем расстоянии, да к тому же сами селения, как сказано выше, стоя в оврагах, ничего не отнимают у пахотных полей. Другие промыслы между чувашами не развиты; к ремеслам и торговле они не обнаруживают особого влечения, — и в этом отношении они состоят под влиянием русских, которые с промышленно-торговыми целями живут весьма во многих чувашских селениях.
    Чуваши почти все обращены в христианство, но еще весьма не тверды в познании этого учения. Курьезнее всего то, что с принятием христианства чуваши от русских получили насмешливо-почетное прозвища «Василиев Иванычей», усвоенное и самими чувашами, хотя вообще они склонны к употреблению русских имен собственных в уменьшительном виде: Митька, Тишка и проч. Сохраняется предание, что поводом к упомянутому прозвищу послужило следующее обстоятельство: один из главных крестителей чувашей иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович (впоследствии митрополит Казанский) крестил их целыми толпами, причем любил им давать свое мирское имя «Василий». Впрочем, если христианство привилось к чувашам только одною внешнею обрядностью и если они не очень немного усвоили от русских, — тем не менее, нельзя сказать, что они не способны вовсе к развитию более высшему. Учителя училищ, заведенных в чувашских селениях, вообще весьма выгодно отзываются о понятливости и прилежании чувашских учеников. Некоторая часть чувашей, особенно живущих вместе с татарами, приняла мухамеданство.
    Семья чувашей язычников
    А чувашт казанские язычники.jpeg

    Свыкаясь с физиономиею чуваша, всматриваясь в ее отдельные черты и сравнивая их с другими народностями Казанской губернии, нельзя не придти к заключению, что выдающиеся скулы, узкий разрез глаз и покатый назад лоб суть непременные признаки чувашского типа. Лицом они смуглы, глаза карие или черные, лоб узкий, нос тонкий разного очертания, зубы белые, роста среднего, походка тяжелая, переваливающаяся, при сильном махании рук. Волосы у них темно-русые, усы и борода густые, ровные, свивающиеся иногда в виде пряди. У женщин узкий разрез глаз и выдающиеся скулы еще больше заметны, чем у мужчин.
    Одежда мужчин совершенно схожа с русскою. Женская одежда более разнообразна, причем разные местности имеют свои характеристические оттенки одежды, тем не менее, по некоторым предметам всеобщей носки легко признать чувашку.
    Чуваши смотрят на свою жену, как на человека, которого они должны любить, как на существо им, вместе с тем, вполне подчиненное и способное быть не только подспорьем мужа, но и трудиться в одинаковой с ним мере. Оттого нигде, вероятно, женщины не работают так усердно дома и в поле, как у чуваш; нигде они не ездят так лихо верхом, как там.
    Чувашская пара муж и жена
    А чуваши муж и жена.jpeg
    Женятся чуваши очень рано, т. е. в 18-19 лет, но девушки выходят замуж сравнительно поздно. Родители медлят выдавать их замуж, ценя в них рабочую силу. В прежнее время нередко бывало, что пятнадцатилетнего мальчика женили на тридцатилетней девице. Браки чувашская молодежь устраивает большей частью сама, знакомясь предварительно друг с другом на посиделках или так называемых девичьих пирах, устраиваемых обыкновенно в промежуток между Рождеством и Масленицей. Для своих гулянок иногда девицы снимают особый дом, куда и собираются, принося с собой пива и водки; иногда же просто собираются в топленых банях. На посиделки являются молодые парни, и начинается веселье. Кроме игр и плясок, поются песни, сказываются сказки, загадки и прибаутки. Любимая игра чуваш — „в лычки", состоящая в том, что, взяв пук лык, концы его раздают по рукам, и та пара, у которой концы оказались от одного лычка, должна поцеловаться. Жмурки — также весьма употребительная игра между молодежью.
    Необходимой принадлежностью всех подобных собраний служит также музыка. Чуваши — очень музыкальный народ. Они знакомы со многими музыкальными инструментами, как-то: пузырем, гуслями, гудком, дудкой, гармонией, балалайкой и скрипкой; наиболее древний и оригинальный из них — пузырь. Во время посиделок молодежь иногда очень близко сходится между собой, и здесь же предрешаются многие браки. Сближению молодежи между собой много содействует поверье чуваш, что каждая девушка должна выйти замуж; в противном случае она на том свете сделается женой злого бога (духа смерти) и будет мыть его белье.
    На фото чуваши верховые ,слева невеста в традиционном наряде.
    А чуваши верховые.jpeg
    Ест чувашенин хоть и не роскошно, а все же лучше русского, вследствие своей большей зажиточности. Любимая еда — "шурбе", которую всякая чувашенка готовить в виде похлебки из говядины или рыбы; рыбу тут чистить не любят, потому съедят и так, да и вообще, лучше не смотрть на чувашскую кухню, так как зачастую варка идет в том же котле, нз которого только что налакалась собака или в котором только что помыли юного чувашенина. "Яшка" также немало известна по всей чувашской земле и варится в виде супа из круп и говядины. Понятное дело, что если в мясе недохват, то приходится обойтись и без него, и тогда в "яшку" накладывают свекольной или огуречной ботвы, да забелят ее молоком, смотря по вкусу; иногда в "яшку" кладут и капусту, и муку, а в праздничные дни не пожалеют и курицу с чесноком. Чисто народным блюдом чувашским следует признать "йигечь" — нечто вроде сыра из творогу. На закуску при парадных едах подает хозяйка "ширтан"— очень вкусную колбасу из баранины, поджаренную в масле на сковородке. Хлеб чуваши пекут не по-нашему, а любят, чтобы он был покислеe, а потому и затирают муку ячневую и ржаную на сыворотке.Кваса у чувашей нет, но они с успехом заменяют его "ойраном" — квашеным молочным питьем, не настолько противным на вкус, чтобы пить его было невозможно; но зато поневоле подивишься выносливости чувашского желудка, когда невзначай поешь с ними "болдрана", который приготовляется из искерды, борщовника с прибавлением молока и масла — подобной бурды не переварит ни один сколько-нибудь цивилизованный желудок. В праздничные дни угощаются чуваши пивом, сыром и вином — "эреком", которое гонят даже и из картофеля.
    А чуваши и девочки.jpeg
    Чувашская пословица гласит: «Чăвашăн чăвашла алăк, вырăсăн — вырăсла алăк» (У чувашина — чувашские ворота, у русского — русские ворота)13. Мир чувашей и мир русских — не одно и то же. У тех и у других своя история, свои основы хозяйственной и нравственной жизни, духовный и социальный опыт, знания и интересы, культура, мировосприятие, представления о чести и достоинстве, справедливости и долге, свои обычаи и традиции, психология и характер. В момент вхождения в состав России Горная сторона и преобладающая часть левобережья Казанской земли являлись районами развитого земледелия и скотоводства, широкое распространение получили здесь и внеземледельческие занятия. «Во вновь обретенном крае, — пишет известный исследователь В. Д. Димитриев, — правительство Ивана IV встретилось с населением, стоявшим по уровню развития производительных сил почти на таком же уровне, что и русское общество»14. Как известно, спустя несколько десятилетий новоподданным Московского государства — чувашам, марийцам, татарам, удмуртам — было запрещено заниматься кузнечным и серебряным ремеслами, не разрешалось продавать и покупать железо, медь, олово, свинец, предметы вооружения и военного снаряжения. Эти меры, направленные на подавление и предотвращение восстаний нерусских людей, действовали вплоть до ХІХ в.
    ByeBye
     
    val_sib, vik-val, Lenchik и ещё 1-му нравится это.
  8. Песенник

    Песенник Пользователь

    Регистрация:
    08.04.2015
    Сообщения:
    1.155
    Симпатии:
    604
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Чувашия
    Торговая репутация:
    31
    Имя:
    Александр
    Который раз убеждаюсь,что при чтении каких бы то ни было изысканий,надо иметь ввиду,что придется столкнуться с неточностями или неполным раскрытием темы и делать на это скидку.. Например,даже в переводе «Чăвашăн чăвашла алăк, вырăсăн — вырăсла алăк» есть небольшая ошибка,говорится не о воротах,а о двери,вроде мелочь,не противоречащая смыслу,но тем не менее,опять таки,"шартан" не жарят,а готовят в печи,в современном рецепте говорится о четырех часах в печи,я же слышал (пробовал всего пару раз),о немного другом - после чистки горнила,ставится туда и томится,и так в течении,примерно,недели,такая колбаса хранилась не менее года,бабушка рассказывала,перед косьбой отрезали кусок от висящего в сенях шартана,еще краюху хлеба и в поле,а ведь приготовлено было еще зимой... Но надо еще принять во внимание,что блюда,даже с одинаковым названием,могли в разных деревнях готовиться по разному,что там говорить,слова одни и те же могли означать немного разное,я по молодости столкнулся,поехав с другом детства на сватовство в деревню км. за 10,захотелось мне попить с колодца холодной воды,я и спросил где колодец,а меня посылают к роднику,потом выяснилось,что названия у них "поменяны" местами... Улыбнуло про рыбу:).
     
    val_sib, vik-val и СергейЧ нравится это.
  9. СергейЧ

    СергейЧ Пользователь

    Регистрация:
    21.03.2015
    Сообщения:
    5.045
    Симпатии:
    9.422
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Работаю как папа Карло...
    Адрес:
    УрФО
    Торговая репутация:
    5
    Имя:
    Сергей
    это источник 1890 год ;)
     
    val_sib нравится это.
  10. Песенник

    Песенник Пользователь

    Регистрация:
    08.04.2015
    Сообщения:
    1.155
    Симпатии:
    604
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Чувашия
    Торговая репутация:
    31
    Имя:
    Александр
    Да я прочитал,Вам только благодарность. Я просто хотел сказать,что любой "научный труд" необходимо рассматривать с неким скепсисом,ну может в математике не так...
     
  11. zyklon

    zyklon Черный плащ

    Регистрация:
    21.03.2015
    Сообщения:
    5.522
    Симпатии:
    7.200
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    0
    а ишо интересней прочесть коментарии сведущих людейBravoBravo
     
  12. СергейЧ

    СергейЧ Пользователь

    Регистрация:
    21.03.2015
    Сообщения:
    5.045
    Симпатии:
    9.422
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Работаю как папа Карло...
    Адрес:
    УрФО
    Торговая репутация:
    5
    Имя:
    Сергей
    Мордва.
    Мордва делится на несколько племен, из которых самые многочисленные — мокша и эрзя; остальные же мордовские племена, как-то: терюхане (в Нижегородской губ.) и каратаи (в Казанской губ.) отчасти смешались с русскими, а отчасти представляют лишь слабые остатки когда-то многочисленных народов.
    Различия между мокшей и эрзей — маловажны, хотя эти два племени до сих пор не смешиваются друг с другом и живут отдельными деревнями. Главное отличие между ними заключается в языке: мокшанин часто не понимает, что говорит эрзянин; впрочем, у тех и у других есть много слов сходных. Некоторое различие между ними заключается также в одежде и даже в наружности. Мокша, вероятно, часто входит в сношения с русскими, и потому наружностью своею напоминает отчасти русских; эрзя же ближе подходит к финскому типу. Эрзяне отличаются светлыми, почти красноватыми волосами; имеют лица широкие, нос — небольшой, тупой, глаза маленькие, полузакрытые. Во всех же других отношениях, например, в различных обрядах, верованиях, обычаях мокшане и эрзяне совершенно сходны между собой.
    Эрзя Сергачского уезда. Рис. по фото А.Карелина, 1870.
    А мрдва семья.jpeg
    Мордва Мокша
    А мордва мокша.jpeg
    Мордвины обладают от природы здравым смыслом и хорошею памятью; но они до сих пор неграмотны и грубы. Мордвин крепко предан старине и недоверчив ко всякого рода нововведениям. Умственная неподвижность, грубые обычаи и разные суеверия и поныне составляют отличительные свойства этого племени. Несмотря на это, из всех народов финского племени, обитающих в России, ни один так не обрусел в настоящее время, как мордва. Слияние их с русскою народностью за последние годы шло весьма быстро. Мордвин, еще за 20 лет перед этим смотревшийся совершенным язычником, теперь уже во многом походит на русского крестьянина.
    Несмотря на упорно-неподвижный характер мордвин, они все-таки легко входят в сношения с посторонними людьми. Мордвины насколько вспыльчивы и мстительны, настолько же простодушны и кротки. Если мордвин не замечает со стороны своего соседа — русского — явного намерения притеснить или оскорбить его, а, напротив, видит в нем некоторое участие к себе, то легко сближается с ним. Иногда достаточно двух слов: «ком-малят?» (куда идешь), сказанных ласковым задушевным тоном, чтобы окончательно расположить в свою пользу первого встречного мордвина. При этом мордвины никогда первые не решатся нанести обиду, или притеснить, обмануть кого-нибудь. Напротив, они славятся в этом отношении добродушием и патриархальною честностью.
    Привязанность к родному селению, уважение к лесу и довольство составляют отличительные черты их характера. Обитая в местностях плодородных, щедро наделенных дарами природы, защищенных густыми лесами и богатых водою, мордва, при своем упорном трудолюбии, успевает извлекать из них немалые выгоды, насколько это, разумеется, позволяют им их грубые понятия и подчас первобытные приемы.
    Мордовская семья Симбирск 1887
    А мордва Симбирск.jpeg
    Семья мордовская-мокша Спасский уезд 1890 год
    А мокша семья Спсский уезд.jpg
    Живет мордва большими деревнями, расположенными, по большей части, неправильно, с кривыми улицами и разными закоулками. Но это не мешает им жить в полном мире и согласии между собою.
    Жилище их — избу сразу можно отличить от русской, хотя она и построена по образцу последней. Мордовская изба выходит на улицу обыкновенно одним окном, маленьким и невзрачным, прорезанным ближе к переднему углу. Соломенные крыши мордовских изб, покатыми своими сторонами обращены также вдоль улиц, так что при въезде в мордовскую деревню проезжему кажется, что все избы в ней стоят к нему боком.
    По внутреннему устройству и убранству мордовское жилище ничем не отличается от обыкновенной курной русской избы: те же в ней скамейки, лавки и полки, те же полати и волоковые окна, та же печка, налево от входа, обыкновенно, курная, без трубы. Опрятностью или чистотою жилища мордвы далеко не отличаются. В избе мордовской вместе с людьми помещаются обыкновенно куры, гуси, овцы с ягнятами, свиньи с поросятами, а подчас и корова с теленком; если есть в доме собака, то она непременно поселяется тут же. Оттого воздух в избе всегда затхлый, сырой и нестерпимый для непривычного человека.
    Село Бруслан

    А мордва село Бруслан.jpg

    Относительно пищи мордвины несколько более разборчивы, чем относительно жилища. Обыкновенную их пищу составляют: ржаной хлеб (кши), по большей части хорошо пропеченный и мягкий; щи русские; блины из гречневой муки (пача); ржаной пирог с начинкою (перяка); чукур — маленький пирог из того же теста, с тремя острыми углами и начиненный молочною пшенною кашею. В особенно торжественные дай мордвины едят также шангарям — пшенную кашу с положенными в нее кусочками хлеба, говядины, курицы и яиц. Мясо зайца мордвины охотно употребляет в пищу и лакомятся им тайком даже в посты. Но особенно любимая пища их — это гречневая каша и мед (мядь).
    Из напитков мордва употребляет обыкновенный кислый квас и квас медовый (пуряй). Самый же любимый их напиток составляет пуре — медовая брага. Если непривычному человеку выпить стакан этого напитка, очень приятного на вкус, голова у него остается свежею, но зато ноги как будто отнимутся, ножные мышцы совершенно не повинуются воле человека. После сна бывает страшная головная боль, продолжающаяся по суткам и более. Но мордвины пьют свое пуре ковшами и бывают только веселы.
    Любя поесть вдоволь, сытно и сладко, трудолюбивый и мирный мордвин столько же любит и спокойную домашнюю жизнь среди многочисленного семейства, которое бы могло обеспечить ему полное довольство и достаток во всем. Действительно, можно встретить мордовское семейство в 20 и более человек, живущих нераздельно, в полном мире и согласии, и только вследствие крайней тесноты помещающихся в разных избах, но всегда на одном и том же дворе, под управлением деда или прадеда, которому все члены семьи оказывают полное повиновение.
    Девушка мордовка
    А мордва девушка.jpeg
    Теоретически, в лице своих наиболее обрусевших представителей, мордва признает, чта половая жизнь женщины должна начинаться с момента вступления в брак, но практика далеко не соответствует этому идеалу. Девушка начинает вступать в сношения с молодыми людьми с момента наступления половой зрелости — лет с 14. До брака, который наступает лет в 20—25, она успевает ознакомиться со многими из своих молодых однодеревенцев. Если результатом внебрачного сожительства является рождение ребенка, это обстоятельство не шокирует родителей девушки. Подобно другим восточным финнам, мордвин прощает внебрачное рождение ребенка ввиду того, что он является приращением семьи.
    А мордва супруги.jpeg
    Муж, находящийся в долгом отсутствии, не претендует на верность жены. Свои воззрения насчет прав мужа мордовки-мокшанки с откровенным цинизмом обнаруживают на так называемых бабьих праздниках („авань боза").
    В понедельник после Фомина воскресенья происходит обряд перенесения священных свечей из одного дома в другой. В обряде участвуют одни женщины. Собравшись к дому, где хранились до этого момента свечи, женщины сначала молятся. "Молявы" совершают старухи, которые просят бога, чтобы рыбаки не тонули в течение наступающего лета, чтобы больше родилось детей, чтобы бог дал здоровья пахарям, чтобы не было порчи. Попив и поев, несут свечи к соседу. Во главе процессии идут три бабы с так называемыми „алашат" — палочками, концы коорых сделаны в виде конских голов. Одна из них — та, в дом которой переносятся свечи, -— несет эти палочки, другие две — хлеб, говядину, пшенный пирог, вино, брагу. За ними еще три бабы едут верхом на палках аршина в 2 длиной. Вся компания распевает грубые эротические песни. Оставив свечи у того лица, на которое приходится очередь, пьяные бабы едут верхом на палках по улицам.
    Мужчины старательно избегают встречи с ними ввиду того, что попавший в руки к бабам делается жертвой безобразных издевательств. Несчастного раздевают донага, поднимают на плечи и несут по улицам, высказывая весьма откровенные соображения насчет физических ресурсов своей жертвы. По поводу слабо развитого человека откровенно заявляют, что его жена должна ходить к другим мужикам; по адресу здорового также откровенно высказываются, что к нему, несомненно, ходят чужие бабы.(похоже автор был шокирован феминизмом женщин)
    А мордва богомольцы.jpeg
    Дом крестьянина мордвина.что то я с трудом представляю как через такое крыльцо можно затащить в дом свинью... Автор явно пользовался разными источниками при написания сего труда.
    А мордва дом.jpg
    Мордовская семья,жена с монисто
    А мордва монисто.jpeg
     
    val_sib, vik-val и Леший нравится это.
  13. val_sib

    val_sib Диванная партия копарей. Председатель.

    Регистрация:
    16.09.2015
    Сообщения:
    642
    Симпатии:
    1.275
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    честно зарабатываю кусок хлеба
    Адрес:
    ...где-то в Сибири
    Торговая репутация:
    4
    Имя:
    Валерий
    Серёга молодец! BravoBravo Видно человека интересующегося историей нашей страны и родного края не только в виде карты Менге и Вербицкого.
    Ещё раз вернусь и перечитаю.
    Даже если и копировать с источников,не так просто. Ибо важна последовательность и грамотность подачи материала.
    Иные так накопирут ...."свалят всё в одну кучу" o_O
     
  14. СергейЧ

    СергейЧ Пользователь

    Регистрация:
    21.03.2015
    Сообщения:
    5.045
    Симпатии:
    9.422
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Работаю как папа Карло...
    Адрес:
    УрФО
    Торговая репутация:
    5
    Имя:
    Сергей
    Спасибо ВалерDadaDada!!
     

Поделиться этой страницей