Канал между Енисеем и Обью

Тема в разделе "Краеведение России", создана пользователем илан, 17 дек 2018.

  1. илан

    илан Модератор Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    868
    Симпатии:
    2.066
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Безродный
    Адрес:
    Новосибирск
    Торговая репутация:
    3
    Имя:
    Андрей
    Подавляющее большинство российских судоходных каналов находится в Европейской части страны. Но когда-то и в Сибири функционировал рукотворный водный путь, который соединял Обь и Енисей. Сегодня мы расскажем об Обь-Енисейском, или Кеть-Касском канале, который был заброшен в середине прошлого века, но до сих пор обозначен на картах и хорошо виден на космоснимках.

    Кеть-Касский, или Обь-Енисейский канал, располагается в приграничных районах Томской области и Красноярского края. Канал проходит по низменной заболоченной местности и соединяет реку Кеть (правый приток Оби) с рекой Кас (левым притоком Енисея). Протяженность самого канала составляет 8 километров, остальная часть водного пути проходит по небольшим таежным рекам.

    [​IMG]

    Водный путь из Оби в Енисей начинался в истоке реки Кеть. Далее суда шли вверх по течению, проходя реки Кеть, Озерная, Ломоватая, Язевая и попадали в озеро Водораздельное. Озеро с рекой Малый Кас соединяет рукотворный канал длиной 8 километров. Малый Кас уже принадлежит к бассейну Енисея и является притоком реки Кас (или Большой Кас), которая впадает в Енисей.

    [​IMG]

    Интересно, что идея постройки канала, который бы соединил бассейны рек Обь и Енисей, возникла еще на рубеже XVIII-XIX веков. Но в тот период строительство канала в труднодоступной заболоченной местности оказалось невозможным.

    [​IMG]

    И лишь в 1883 году нашлись средства на сооружение канала, а к началу 1890-х годов он уже был построен и по нему прошли первые суда. Правда, небольшие сибирские реки и сам канал были довольно мелководны, поэтому по Обь-Енисейскому пути могли ходить далеко не все суда.

    [​IMG]

    В период половодья канал мог обслуживать суда водоизмещением до 80 тонн, а в остальное время не более 8 тонн и допускал проход судов с осадкой не более 1,25 метра. К тому же суровый сибирский климат ограничивал период навигации по Обь-Енисейскому каналу всего до 3,5 месяцев.

    [​IMG]

    После открытия планировалась дальнейшая модернизация, расширение и углубление канала, строительство дополнительных шлюзов. Но постройка Транссибирской магистрали существенно понизила роль канала как перспективной транспортной артерии региона, и на его усовершенствование уже не нашлась нужная сумма.

    [​IMG]

    Затем началась Первая мировая война, Гражданская война, и ни о каких достройке и углублении канала речи уже не шло. Известно, что еще в 40-х годах прошлого века по Обь-Енисейскому каналу проходили пароходы и катера, но уже в середине века канал был заброшен.

    [​IMG]



    Позднее, в 1980-х годах, в район канала были направлены гидрологи и инженеры для изучения местности и определения целесообразности возрождения канала. Но наземные экспедиции и детальная аэрофотосъемка вынесли неутешительный для канала вердикт: сооружение водного пути в труднодоступной, практически необитаемой, заболоченной местности было признано не целесообразным.

    [​IMG]

    Сегодня о нем почти никто не вспоминает, и лишь немногочисленные местные жители, краеведы и туристы-водники знают о его существовании. Кстати, любители путешествий по диким местам с интересной историей частенько включают прохождение канала в свои маршруты.

    [​IMG]

    Источник
     
  2. vf100

    vf100 Пользователь

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    1.590
    Симпатии:
    3.615
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    2
    Имя:
    Василий
  3. Коренной.

    Коренной. Пользователь

    Регистрация:
    26.05.2018
    Сообщения:
    263
    Симпатии:
    393
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Помощник юриста
    Адрес:
    Омск
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Коренной.
    Познавательно. Его китайцы возродят и будут плавать на Байкал.
     
  4. илан

    илан Модератор Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    868
    Симпатии:
    2.066
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Безродный
    Адрес:
    Новосибирск
    Торговая репутация:
    3
    Имя:
    Андрей
    Книга "Последний караван Обь-Енисейского канала"
    [​IMG]
    А.Н.Осипов. Документальный очерк "Последний караван Обь-Енисейского канала". Новосибирск, 2013, 80 стр.

    Является изложением ранее известной, но до последнего времени противоречивой и загадочной истории об экспедиции речников, выполнивших в 1942 году странный приказ: провести с Енисея на Обь караван буксиров через старинный и заброшенный Обь-Енисейский канал.

    Рассказ об истинных целях экспедиции основан на архивных изысканиях и, в том числе, документах из рассекреченных фондов. Названы ранее не опубликованные имена участников экспедиции, приведены их дневниковые записи и воспоминания.

    Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей Сибири и речников Обь-Енисейского бассейна времен Великой Отечественной войны.

    Оформление обложки Лазаревой Любови Павловны.

    Немногие наши соотечественники знают о некогда существовавшем судоходном канале, соединявшем две сибирские реки – Обь и Енисей. Далеко не каждый человек, что-либо слышавший об этом водном пути, сможет на карте показать географическое положение канала, привести правильные даты его жизни, назвать главные имена причастных лиц, заслуживших высокое уважение и почет. Увы, история Обь-Енисейского канала – малоизвестна, хотя этот сибирский объект по праву считался уникальным гидротехническим сооружением мирового значения. Так случилось, что созданный в конце ХIХ века, он не был избалован вниманием и справедливым словом писателей и журналистов, поэтому знания большинства людей об Обь-Енисейском водном пути ограничены лишь сухими энциклопедическими сведениями общего характера, либо, что хуже, основываются на мифах различного рода. Популярных, доступных и содержательных книг для широкого круга читателей на эту тему, к сожалению, практически нет!

    Наш портал ставит своей целью расширить спектр знаний о малоизвестных исторически значимых объектах Сибири, сделать доступной для всех информацию, основанную на объективных фактах, научных исследованиях и архивных материалах.

    В этой связи заслуживает внимания новая публикация – документальный очерк «Последний караван Обь-Енисейского канала».

    [​IMG]

    Автор книги – Осипов Александр Николаевич, не историк по образованию. Он окончил Новосибирский электротехнический институт (НЭТИ). Работал инженером в Новосибирском испытательном центре вычислительных комплексов и АСУ, затем в Научно-информационной лаборатории специальной и криминалистической техники МВД (при Президиуме СОАН СССР). Полковник в отставке. Живет в Новосибирске.

    Являясь сыном одного из участников экспедиции по проводке судов в 1942 году через Обь-Енисейский канал, Александр Осипов заинтересовался и увлекся этой загадочной историей. Он неоднократно бывал на Обь-Енисейском канале, был лично знаком с некоторыми участниками экспедиции. На протяжении ряда лет занимался архивными изысканиями и восстановлением этой искаженной по смыслу истории и поиском её забытых героев.

    В своей книге Александр Николаевич рассказывает историю, как по каналу во время Великой отечественной войны был проведен последний караван пароходных буксиров. Каковы были истинные цели проводки судов, почему в военное время пришлось вспомнить об этом заброшенном водном пути и пойти на столь сложный вариант перегона судов по уже разрушенному к тому времени каналу. На эти и другие вопросы в очерке даются убедительные ответы.

    Книга иллюстрирована редкими фотографиями Обь-Енисейского канала и содержит впервые опубликованные воспоминания участников героической экспедиции 1942 года.

    Александр Осипов выступает с инициативой по увековечению памяти героической экспедиции 1942 года, предполагающей, например, установку поклонного креста «Последнему каравану Обь-Енисейского канала» в городе Колпашево Томской Области, где был благополучно завершен маршрут проводки каравана.

    Изыскивается поддержка в реализации проекта.

    Написать письмо автору очерка - mailto: osian@bk.ru

    Книгу можно заказать в магазине «Сибирская горница» http://www.gornitsa.ru/

    Автор:
    Осипов Александр Николаевич
    Издательство: типография "Ареал"
    Место издания: Новосибирск
    Год издания: 2013 г.
    Страниц: 80 стр.
    категория: Сибирское краеведение
    подкатегория: Обь-Енисейский канал
     
    Николай нравится это.
  5. Одинец

    Одинец Пользователь

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    735
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосибирская обл.
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Сергей
    Когда, то была мечта пройти по каналу..... Наши ребята из Новосибирска, по моему "оф райд" прошли вдоль канала по "Баронскому тракту" на внедорожниках. Я у них брал диски, для себя снимали. В открытом доступе полной версии не нашел. Частенько пересматриваю. КЛАСС!!! Ежели найду могу поделится. Выставлять здесь можно ли, не знаю.
     
    vik-val, Николай, Lenchik и 4 другим нравится это.
  6. Монах

    Монах Всевидящее око Команда форума Администратор форума

    Регистрация:
    17.03.2015
    Сообщения:
    6.249
    Симпатии:
    6.329
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосибирск
    Торговая репутация:
    19
    Имя:
    Артем
    Нужно, Серёг!
     
    Николай нравится это.
  7. Одинец

    Одинец Пользователь

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    735
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосибирская обл.
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Сергей
    Первая часть.
     
    vik-val, сиBEERяк, илан и 3 другим нравится это.
  8. Одинец

    Одинец Пользователь

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    735
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосибирская обл.
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Сергей
    Вторая.
     
    vik-val, сиBEERяк, илан и 3 другим нравится это.
  9. Одинец

    Одинец Пользователь

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    735
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосибирская обл.
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Сергей
    Третья
     
    vik-val, сиBEERяк, илан и 2 другим нравится это.
  10. Одинец

    Одинец Пользователь

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    735
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосибирская обл.
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Сергей
    Есть еще первая часть, историческая, но она заблокирована на ютьюбе. Но попробую скачать с диска.
     
  11. Одинец

    Одинец Пользователь

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    735
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосибирская обл.
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Сергей
    Вот вроде первая часть, смотрите пока не заблокировали.
     
    vik-val, сиBEERяк, илан и 2 другим нравится это.
  12. Николай

    Николай сибиряк

    Регистрация:
    21.06.2016
    Сообщения:
    53
    Симпатии:
    25
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Scania
    Адрес:
    НСО
    Торговая репутация:
    4
    Имя:
    Николай
    Очень интересная и познавательная тема, спасибо!
     

Поделиться этой страницей