Читаем. Наслаждаемся.

Тема в разделе "Правовой помощник поисковика", создана пользователем Серж, 12 июл 2017.

  1. Серж

    Серж Пользователь

    Регистрация:
    21.12.2015
    Сообщения:
    538
    Симпатии:
    705
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    月亮
    Торговая репутация:
    2
    Имя:
    Сергей
    Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 5 июля 2017 г. N 445
    "Об утверждении методических рекомендаций по предотвращению несанкционированных археологических полевых работ на территории города Москвы"



    В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктом 1.17 Административного регламента исполнения Департаментом культурного наследия города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. N 958-ПП, приказываю:

    1. Утвердить методические рекомендации по предотвращению несанкционированных археологических полевых работ на территории города Москвы согласно приложению к настоящему приказу.

    2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы - главного археолога города Москвы Л.В. Кондрашева.


    И.о. руководителя

    С.М. Мирзоян


    Приложение
    к приказу Департамента
    культурного наследия города Москвы
    от 5 июля 2017 г. N 445


    Методические рекомендации
    по предотвращению проведения несанкционированных археологических полевых работ на территории города Москвы



    I. Общие положения


    1.1. Целью настоящих Методических рекомендаций по предотвращению проведения несанкционированных археологических полевых работ на территории города Москвы (далее - Методические рекомендации) является разъяснение порядка действий при выявлении случаев проведения несанкционированных археологических полевых работ или незаконного оборота археологических предметов (далее - противоправная деятельность в области археологии).

    1.2. Согласно пункту 3 статьи 49 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности. Свободный оборот таких предметов на территории Российской Федерации является незаконным.

    1.3. Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок (далее - археологические полевые работы). Признаки археологических полевых работ указаны в разделе V настоящих Методических рекомендаций.

    1.4. Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в рамках археологических полевых работ.

    1.5. Согласно статье 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ под археологическими полевыми работами понимаются работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов.

    1.5.1. Археологические полевые работы проводятся на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Министерством культуры Российской Федерации сроком не более чем на один год, в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 127 "Об утверждении правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия". Образец разрешения (открытого листа) указан в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций.

    1.5.2. К видам археологических полевых работ относятся археологические разведки, наблюдения и раскопки, определения которых указаны в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций.

    1.5.3. Археологические полевые работы могут проводиться как на территориях объектов археологического наследия (далее - ОАН), так и за их пределами.

    1.6. Согласно статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ под ОАН понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои). ОАН являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к ОАН культурные слои.

    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    1.7. ОАН могут относиться либо к объектам культурного наследия федерального значения, либо выявленным объектам культурного наследия.

    1.8. Работы, производимые с целью поиска археологических предметов и их изъятия из мест залегания без разрешения (открытого листа), выданного в установленном порядке, являются несанкционированными археологическими полевыми работами.


    II. Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы организации и проведения археологических полевых работ, а также квалификации составов правонарушений при выявлении случаев противоправной деятельности в области археологии


    2.1. Федеральный закон N 73-ФЗ (статьи 3, 4, 45.1, 49, 50).

    2.2. Федеральный закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

    2.3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

    2.4. Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 243.2, 243.3) (далее - УК РФ).

    2.5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 7.14, 7.15, 7.15.1) (далее - КоАП РФ).

    2.6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3 "О полиции".


    III. Рекомендации для должностных лиц органов внутренних дел в случае выявления признаков противоправной деятельности в области археологии


    3.1. За проведение археологических полевых работ без разрешения (открытого листа) уголовная ответственность предусмотрена за:

    согласно части 1 статьи 243.2 УК РФ поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя;

    согласно части 2 статьи 243.2 УК РФ поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия;

    согласно части 3 статьи 243.2 УК РФ поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, лицом с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

    3.1.2. Согласно части 1 статьи 243.3 УК РФ к уголовной ответственности привлекаются исполнители работ за уклонение от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством Российской Федерации обнаруженных предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере, обнаруженных при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа).

    3.2. За проведение археологических полевых работ без разрешения (открытого листа) административная ответственность предусмотрена за:

    согласно части 1 статьи 7.15 КоАП РФ ведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом);

    согласно части 2 статьи 7.15 КоАП РФ ведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), повлекших по неосторожности повреждение или уничтожение ОАН, выявленного ОАН;

    согласно части 3 статьи 7.15 КоАП РФ ведение археологических полевых работ с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом).

    Следует учитывать, что статья 243.2 УК РФ применяется в случае наступления такого последствия, как повреждение или уничтожение культурного слоя, в остальных случаях применяется статья 7.15 КоАП РФ.

    3.2.1. Согласно статье 7.15.1 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются лица за совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.

    3.3. В случае если установлено, что несанкционированные археологические полевые работы проводились на территории ОАН, следует привлекать экспертов, аттестованных региональным органом охраны объектов культурного наследия, для оценки ущерба ОАН.

    3.4. Согласно части 3 статьи 7.15 КоАП РФ и части 3 статьи 243.2 УК РФ использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин является квалифицированным составом как административного правонарушения, так и преступления.

    Под специальными техническими средствами поиска понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания (далее - спецсредства), описание которых указано в разделе VII настоящих Методических рекомендаций.

    Согласно статье 7.15 КоАП РФ, помимо штрафа, предусмотрена конфискация спецсредств, использованных для проведения несанкционированных археологических полевых работ, а согласно статье 7.15.1 КоАП РФ - конфискация археологических предметов, добытых в результате несанкционированных археологических полевых работ.

    3.4. Действия могут быть квалифицированы как несанкционированные археологические полевые работы при:

    3.4.1. Проведении работ без разрешения (открытого листа), выданного в установленном порядке, на территории ОАН или выявленного ОАН с целью поиска археологических предметов и их изъятия из мест залегания.

    3.4.2. Проведении работ без разрешения (открытого листа), выданного в установленном порядке, в зонах охраны ОАН и зонах охраняемого культурного слоя с целью поиска археологических предметов и их изъятия из мест залегания.

    3.4.3. Проведении работ с целью поиска археологических предметов и их изъятия из мест залегания без разрешения (открытого листа), выданного в установленном порядке.

    3.4.4. Проведении работ без разрешения (открытого листа), выданного в установленном порядке, с целью поиска археологических предметов и их изъятия из мест залегания как с осуществлением земляных работ, так и без него.

    3.5. В случае установления факта проведения работ, обладающих признаками археологических полевых работ, рекомендуется:

    3.5.1. Осуществить фотофиксацию лиц, производящих такие работы, их транспортных средств, участков разрытий (по возможности с привязкой на местности или в GPS системе координат), использованных спецсредств при производстве данных работ, обнаруженных предметов (в случае изъятия) и зафиксировать иную необходимую информацию соответствующим процессуальным документом.

    3.5.2. Установить личности производителей работ и необходимые данные о них.

    3.5.3. Осмотреть место проведения вышеупомянутых работ на наличие признаков несанкционированных археологических полевых работ с применением фото-, видеофиксации.

    3.5.4. Получить объяснения (устные/письменные) от данных лиц о цели проведения работ, наличии разрешительной документации на их проведение, а также о происхождении археологических предметов (в случае их обнаружения).

    3.5.5. В случае если на месте проведения данных работ присутствуют лица, непосредственно не принимавшие участия в их проведении, рекомендуется запросить данные о таких лицах (фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места регистрации (проживания)), зафиксировав полученную информацию соответствующими процессуальными документами.

    3.5.6. В случае достаточных оснований принять меры обеспечения (изъятия, ареста) предполагаемых орудий правонарушения и извлеченных предметов.

    3.5.7. Принять меры по обеспечению возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ.

    3.5.8. Передать все материалы для проведения дальнейшего расследования в Департамент культурного наследия города Москвы (далее - Департамент).

    3.5.9. В случае если органами внутренних дел принято решение о возбуждении уголовного дела или проведении расследования данного административного правонарушения в рамках собственной компетенции рекомендуется привлекать сотрудников Департамента в ходе расследования для консультативно-методической помощи.


    IV. Рекомендации для органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в случае выявления признаков противоправной деятельности в области археологии


    В целях сохранения ОАН представителям органов местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, обнаружившим работы, обладающие признаками археологических полевых работ, рекомендуется:

    4.1. Осмотреть место проведения вышеупомянутых работ.

    4.2. Используя информацию, указанную в разделе V настоящих Методических рекомендаций, попытаться установить наличие признаков несанкционированных археологических полевых работ.

    4.3. Собственник или пользователь земельного участка, обнаруживший проведение археологических полевых работ на своем земельном участке, вправе потребовать разрешение (открытый лист) на проведение таких работ.

    4.4. Физические или юридические лица вправе уточнить у лиц, производящих такие работы, цель их проведения и наличие разрешения (открытого листа) на их проведение.

    4.5. В случае предъявления разрешения (открытого листа) убедиться в его соответствии образцу, указанному в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций, а также проверить его подлинность на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://mkrf.ru/deyatelnost/archeology.

    4.6. В случае выявления признаков проведения несанкционированных археологических полевых работ или несоответствия разрешения (открытого листа) образцу, указанному в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций, не рекомендуется прибегать к самостоятельному задержанию проводящих такие работы лиц, применять к ним силу, а также вступать в активную конфронтацию.

    4.7. С целью получения достаточной информации для принятия мер в отношении лиц, занимающихся несанкционированными археологическими полевыми работами, необходимо руководствоваться следующими правилами:

    4.8. Не вызывая конфликтной ситуации, сфотографировать лиц, производящих вышеуказанные работы, марку, цвет и государственные номера транспортных средств, процесс и (или) результаты произведенных ими действий (отвалы, найденные предметы, инструменты, участки разрытий, попытку продажи обнаруженных предметов и т.п.).

    4.9. В случае отсутствия фото- или видеоаппаратуры постараться запомнить любую информацию о лицах, производящих несанкционированные археологические полевые работы (их количество, внешний вид, цвет волос, цвет и фасон одежды, обуви, головных уборов, особые приметы, имена, которые используют указанные лица, информацию, откуда они, надолго ли приехали и т.п.).

    4.10. В кратчайшие сроки поставить в известность любым доступным способом должностных лиц органов внутренних дел (далее - полиция) и Департамента по контактным телефонам, указанным в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций.

    4.11. Направить обращение с приложением фотографических изображений (при наличии) в Департамент. На фотографических изображениях должны быть указаны дата и место съемки, подпись и инициалы с фамилией лица, направляющего обращение.

    4.12. При обнаружении случаев совершения сделок с археологическими предметами в нарушение требований законодательства Российской Федерации следует в кратчайшие сроки поставить в известность полицию или представителей Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ее территориальных органов).

    4.13. Важно знать, что лица, занимающиеся указанной противоправной деятельностью, как правило, имеют представление о противозаконности своих действий, поэтому могут быть опасны. Мониторинг ряда специализированных сайтов показал, что в качестве необходимого снаряжения некоторые из них могут иметь при себе огнестрельное или холодное оружие. Таким образом, в первую очередь, необходимо исключить возникновение конфликтной ситуации.


    V. Признаки археологических полевых работ


    Санкционированные

    Несанкционированные

    У руководителя работ имеется разрешение (открытый лист)

    Разрешение (открытый лист) отсутствует

    Руководитель работ имеет план раскопа с поквадратной разбивкой и обозначением исследуемых объектов и сделанных находок

    Полевая документация отсутствует

    В работах участвуют организованные экспедиции в составе от 7-10 человек и более. Состав, как правило, разнополый

    В работах участвует 1 человек либо малочисленные группы в составе до 5 человек. Состав, как правило, мужской

    Отряд имеет оборудованный долговременный лагерь. При многочисленном составе должны присутствовать жилая, кухонная и санитарно-гигиеническая зоны

    Оборудованного долговременного лагеря нет

    Соблюдаются меры противопожарной безопасности

    Зачастую трава для избавления от помех при работе металлодетектором выжигается

    Раскоп либо шурф имеют четкую подпрямоугольную форму, как правило, ориентированную по сторонам света. Траншея может не иметь географической ориентации, но обязательно геометрически правильная

    Раскоп имеет вид одной либо нескольких ям и ямок разных размеров неправильной формы и географической ориентации. Иногда это всего лишь снятие дерна

    Стенки шурфа, траншеи или раскопа строго вертикальные, ровные

    Стенки ям бесформенные

    Площадь раскопа разделена на квадраты 2x2 м. Сетка квадратов обозначена линиями колышков либо натянутого шнура

    Яма не имеет делений на правильные квадраты

    Грунт из раскопа выбирается незначительным горизонтальным уровнем (не более 20 см) тонкими вертикальными пластами. Дно раскопа плоское (для поисков объектов)

    Чаще грунт из ямы выбирается без всякой методики. Дно неровное, поскольку главной целью является извлечение находок (материальных предметов)

    На раскопе присутствует специализированная измерительная и фиксирующая аппаратура (нивелиры, теодолиты, тахеометры и т.п.)

    Специализированная аппаратура отсутствует

    Металлодетектор выполняет вспомогательную роль

    Активное использование металлодетектора

    При раскопках поселений из слоя изымаются все находки

    Часто неметаллические предметы (обломки керамических сосудов, фрагменты архитектурных деталей и т.п.) выбрасываются

    При раскопках могильников часть человеческих останков забирается для дальнейших исследований, часть перезахоранивается

    Человеческие останки часто разбрасываются около раскопов


    VI. Вид участков археологических полевых работ, исследуемых и выбираемых согласно установленной методике


    Раскопки


    Наблюдения


    Разведки



    VII. Специальные технические средства, наиболее часто применяемые при проведении археологических полевых работ


    а. Металлоискатель


    б. Георадар


    VIII. Виды археологических полевых работ и образец разрешения (открытого листа) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия


    Разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия выдается Министерством культуры Российской Федерации.

    Это единственный документ, подтверждающий право конкретного лица вести археологические полевые работы определенного вида (раскопки, разведки или наблюдения) на территории Российской Федерации.

    1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований ОАН без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом ОАН с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления ОАН, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

    2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований ОАН посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

    3) археологические наблюдения - проведение научных исследований ОАН на поврежденных участках территорий ОАН в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих ОАН.

    Разрешение (открытый лист) должно присутствовать у руководителя при проведении любого вида археологических работ. При этом исследователь, на имя которого выдано разрешение (открытый лист), обязан непосредственно руководить археологическими полевыми работами, не покидая мест их ведения и не передоверяя руководство другому лицу в течение всего срока проведения работ.

    Разрешение (открытый лист) должно быть заверено гербовой печатью и подписью руководителя Министерства культуры Российской Федерации.


    Образец разрешения (открытого листа) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия


    VIII. Контактные телефоны в случае выявления фактов противоправной деятельности в области археологии


    1. Телефоны Департамента культурного наследия города Москвы:


    телефон "горячей линии":

    8 (916) 146-53-27;

    телефон главного археолога города Москвы Леонида Викторовича Кондрашева:

    8 (916) 396-00-53;

    телефоны Управления сохранения объектов археологического наследия:

    8 (499) 237-65-83;

    8 (499) 237-65-77


    2. Телефоны полиции:


    телефон-автомат:

    02;

    мобильный:

    102
     
  2. kainok

    kainok Пользователь

    Регистрация:
    03.10.2016
    Сообщения:
    64
    Симпатии:
    12
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Максим
    Может просмотрел , но было бы забавно услышать официальную формулировку о ( выявленных обьектах культурного наследия ) , я так понял посреди тайги поймают с какалом 1916 года , минаком и ямкой , и вот он , выявлен обьект культ наследия , и стало быть статья , хитро гады повернули
     
  3. ОбезьянГ

    ОбезьянГ ОбезьянГ. Просто местный ОбезьянГ.

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    3.002
    Симпатии:
    2.847
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Торговая репутация:
    3
    Имя:
    Алексей
    Именно это товарисчи и имели в виду!AngryAngry:mad:BeatBeat
     

Поделиться этой страницей