Доброго времени суток уважаемые форумчане! Приобрела я намедни себе в коллекцию чековую книжку, абсолютно целую!!! И радости моей нет предела, так как отдельно чеки разных номиналов встречаются, а вот полная книжка встречается крайне редко. Конечно, фото мало о чём говорит, поэтому я немного расскажу об этих чеках. Итак чеки…… Наверное, у многих в памяти или на слуху, существовавшие в СССР сеть магазинов «Березка». Кто не помнит, «Березка» – сеть магазинов, в которых продавалось все самое вкусное и дефицитное и недоступное обычным гражданам СССР. Расчеты велись либо в валюте, которая была только у иностранцев, либо в чеках Внешпосылторга. Как известно нашим гражданам валюту на руках иметь не полагалось; тем, кто работал заграницей и получал зарплату в валюте, эту самую валюту обменивали на чеки, которые можно было потратить в валютном магазине «Березка». Такие чеки являлись своеобразной параллельной валютой. В ходу были не только чеки «Внешпосылторга», но и чеки БВТ (Банка для внешней торговли СССР) этими чеками заведовал «Торгмортранс». Такие чеки получали моряки. О чеках «Внешпосылторга» я расскажу в другой статье, так как эта тема очень интересная и объёмная! Здесь мне хотелось бы поговорить о чеках «Торгмортранса» Итак "Торгмортранс", очень интересное учреждение! Существовал при Морфлоте СССР и имел свои управления во всех морских пароходствах. "Торгмортранс" ведал торговлей, общественным питанием в портах, обеспечением судов продовольствием. В ведении Торгмортранса находились магазины "Альбатрос", "Якорь" и "Каштан" где торговля была по чекам Внешторгбанка и за валюту. Также ведении "Торгмортранса" находились припортовые рестораны «Бригантина», «Гольфстрим», «Атлантика» , «Приморье» и другие. Но не будем забегать вперёд… Давайте поговорим о вечном, о волнительном, о притягательном, о мечтах и надеждах…..в общем, о деньгах. Вернее о рубле. Но не сегодняшнем, а времён СССР. Сейчас никакой романтики и интересу. Всё прописано в контракте - что входит в твои обязанности, что не входит. За что полагается доплата, а за что - нет. Отработал - получил. Скукота. То ли дело раньше! Но сразу оговорочка, рассказ за торговый флот. Не рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий и не рыбоперевозящий. Как там у них.…точно не знаю, них там тоже в то время делилось на гослов и колхозный лов. Тоже не так просто было. Ну, так вот… начну сразу с самого интересного. С валюты…. Те, кто рассказывает, как лихо жилось морякам загранзаплыва в СССР, какие зарплаты валютные получали….эти самые моряки…. немного лукавят. Потому как зарплаты в валюте не было. От слова совсем. Была инвалюта взамен суточных. Что это значит? Это значит, что выход за границу приравнивался к командировке. Только взамен суточных командировочных выплачивали валюту. И выплачивали её в процентах от оклада. До 1987 года это было 18% от оклада. От оклада! Оклад матроса 1го класса - 105 рублей. Итого за месяц, проведённый в загранплавании, нашему Рокфеллеру - матросу начисляли 18 инвалютных рублей. Много это, или мало? Ну, так…обменяйте эти 18 инвалютных рублей по тому мифическому курсу в 0.63-0.68, опять же, инвалютных копеек на доллары США, много получилось? …. да что уж…. гуляй, рванина. Ладно, отвлёклась. Начислили 18 инвалютных рублей, а вот дальше начинаются интриги и жареное. Что можно сделать с этими деньгами? А) - Получить эти деньги в валюте страны захода по текущему курсу на тот день. Б) - Сдепонировать. То есть не брать эти деньги, пущай накапливаются. Если рейс длинный, а впереди маячит выгодный, плане шоппинга порт, то пусть себе лежат. Но без процента. В) - Поскольку эта валюта начислялась посуточно, то в порту захода можно было получить…. ну, суток за 5. Потратить их на какой нить….поход по борделям музеям, попить пива кофе, в общем, приобщиться. Г) - А могло получиться и так, что заходов в хорошие порты не было, вообще не было. Так бывало, если судно ходило по специфичному фрахту. Например, бункеровка рыбаков в океане. Сходил, заправили экспедицию и вернулись. Без заходов. Тут тоже варианты - или депонировать, при списании с судна получить справку о сумме и получить эти деньги уже на другом пароходе. Или получить эти деньги в виде чеков ВТБ (ВнешТоргБанка). Позже они стали именоваться чеками ВЭД (банк ВнешнеЭкономическойДеятельности). В каждом портовом городе, особенно если этот город был базовым какого либо пароходства, был магазин Торгмортранса "Альбатрос", вот в нём то и велась торговля на эти чеки. Внешний вид чеков. С 1987 года они уже шли в чековой книжке на 25 рублей. До этого они были в книжке на 10 рублей. Что продавалось в этих магазинах? Да всё..одежда, электроника, продукты, почти те же самые "Берёзки" только со специфическим морским уклоном. Примерные цены на 1986-87 года: Сигареты "Кент", "Ротманс", "Мальборо" - 20 копеек за пачку. Банка пива "Асахи", 0.33 гр, Япония - 20 копеек Бутылка конъяку "Арарат" - 1рубль 75 копеек. Водка ..от 60 копеек Интересный момент, алкоголь продавался сразу после открытия. Правда 1989 году, после принятия антиалкогольных постановлений ЦК, халяву прикрыли, тоже с 14 часов стали продавать. Индийский растворимый кофе -40 копеек Конфеты "Ассорти" - 40-60 копеек. Куртка джинсовая - 12 рублей, брюки -7 рублей, спортивный костюм -15 рублей. Кожаный мужской плащ, производства Монголия -120 рублей. Обувь, парфюм, электроника понемногу. Например, двухкассетный магнитофон "Панасоник", из за красного цвета, обзываемый "пожарник" стоил 42 рубля. Автомобили тоже продавались, например, ВАЗ 2104 стоил всего 2500 рублей. И дефицитные тогда полиэтиленовые пакеты, с чайкой и гордой надписью ТоргМортТранс - 5 копеек. Вроде бы дёшево….но было одно но.. Если вы не работали в море или в управлении пароходства (а там, как известно, настоящие моряки работали, не то, что рядовой плавсостав) вход в этот рай вам был заказан. Но чеки можно было купить, у знакомых моряков...или у спекулянтов, которых всегда можно было встретить у этих магазинов по курсу 10 рублей за 1 рубль чеками. Всего то. Хоть на чеке и было написано, что ВТБ выплатит вам один..или сколько там рублей за этот чек, ну, на сарае тоже написано... И вот тогда, все цены, приведенные для примера, необходимо умножить на 10. И получились сигареты по 2 рэ за пачку, пивко по 2 рэ за банку, а конъяк так и вовсе в глотку не полезет, по 17 то рублей, закусывая конфетками 6 рублёвыми. Ну и про автомобиль я и писать не буду. Уже тогда, при продаже чеков, можно было нарваться на "ломал". Это когда заламывают на пальце пачку купюр и в итоге тебя обжуливают. То есть, когда в стране доллар получил свободное хождение и появились менялы, у кое-кого опыт уже был - куда и как смотреть - при проведении валютных операций. Продажа и покупка чеков была уголовно наказуемым деянием, ибо тоже попадала под статью о незаконных валютных операциях, но хорошо одеваться хотели все и поэтому, бывало даже продавали эти чеки в водном отделении милиции! Ещё чеки в портовых городах неплохо и сами шли, самостоятельной валютой. Швейцары в ресторанах, в такси, в больницах, просто какие то свои дела можно было уладить с помощью этих чеков, но, повторюсь, только в портовых городах. А где то с середины 1988 года, как то незаметно поползли цены в магазинах и следом за ними поползли в цене и чеки. И в 1989 году они достигли своего пика -25 рублей СССР за 1 рубль чеками. Товар из магазинов начал пропадать понемногу, очереди начали удлиняться и к моменту закрытий магазинов «Альбатрос» туда невозможно было втиснуться. Сметали всё подряд. Потратить свои чеки все не могли. Кто-то находился в это время в море, либо по другим причинам. И тогда было сделано следующее, пароходство принимало чеки назад (но только законно заработанные, там уже не по-мухлюешь, бухгалтерия вот она - рядом) и выдавало справки о том, сколько у тебя на счету этих самых инвалютных рублей. Платить уже начали потихоньку в долларах США, и в ближайшем порту можно было обналичить эту справку на доллары. Вот такие интересные исторические события были связаны с чеками Торгмортранса. Сейчас чеки уже стали коллекционным материалом. Причём тема чеков "Тргмортранса" довольно обширная, выпускались они каждый год и имели разный дизайн, разные номиналы, были с якорем, без якоря, с литерой "А", и литерой "Д", обычные и круизные......и прочее, прочее, прочее.
У меня в коллекции есть небольшое количество чеков БВТ. Пришли по-случаю и я ими особо не увлекался, а, похоже, зря. Очень интересная тема. Спасибо Елена! Ваш материал скачал.
Рада, что материал оказался полезен! Чуть позже подготовлю статью о чеках "Внешпосылторга", это на которые в инвалютных "Березках" отоваривали. Там очень интересная система была создана!
В Архангельске тоже был магазин "Альбатрос". Хорошие джинсы в середке 80х стоили 17- 18 чеков вроде бы. С рук 180.
180 рублей, не хило так, месячная зарплата, например среднего инженера, если я не ошибаюсь конечно.....
Мой первый оклад был 137 руб 50 коп. )) Премия 25%. Плюс 60 % северный коэффициент. Ну и каждый год по 10% северных, до 50. В самом Архангельске конечно доплаты меньше были.
Мой крестный отец три года проработал в Монголии в начале 70-х, строили ТЭЦ братьям нашим меньшим. Так у него этими чеками ящик в серванте забит был. Он на них кооперативную квартирку двушку прикупил. Уж каким способом, не ведаю. В те времена не интересно было. Но пару рубликов с того богатства и я поимел. На улице Мира в Ленинском районе была Березка, менял с пацанами чеки на жвачку. Правда, они кажется назывались -Сертификатами.
У меня практически вся архангельская родня, мужского пола, бывшие моряки торгового и рыболовного флота. Так что про чеки и как их получали моряки знаю не по наслышке. И как после покупки некоторых товаров подрисовывали к ценам нолики, тоже. Для продажи конечно. Да и как эти самые чеки продавали. И как доллар стоил не 60 копеек по курсу...Это из меня моряк не вышел, всего лишь судоводитель- судомеханик речного флота с выходом в прибрежной плавание. ☺ И то на 9 лет....
Помню, что на инвалюту один капитан из соседнего дома, привез себе из заграницы иностранный автомобиль. Я даже марку запомнил- Опель рекорд 1700. Запомнил, потому как было это тогда не просто круто, а буквально космос. Сколько он копил чеков, как получал разрешение и другие нюансы не знаю. Но уверен, что без помощи всесильного тогда КГБ не обошлось. Ведь не секрет, что на каждом судне, заходящем в морские порты иностранных государств, присутствовал в том или ином качестве сотрудник... Ну по крайней мере человек сотрудничавший... Вообще чеки называли между собой бонами. С рук продавали их по курсу от 1:3 до 1:10. И в сам магазин было постороннему особо не попасть на экскурсию. Нужно было быть в сопровождении моряка с удостоверением. Да и то вроде лишь одного человека можно было провести. Эх. Давно уже это было. Да и другой стране. А. Вспомнил еще. На чеки можно было купить себе автомобиль. Не помню, были- ли очереди на Волги, а вот Жигули покупали.