1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Чеки "Торгмортранса"...

Тема в разделе "Видео,заметки,статьи", создана пользователем Lenchik, 29 авг 2017.

  1. Lenchik

    Lenchik Модератор Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    28.03.2015
    Сообщения:
    2.931
    Симпатии:
    3.009
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    д.п. Кудряшовский
    Торговая репутация:
    7
    Имя:
    Елена
    Доброго времени суток уважаемые форумчане! Приобрела я намедни себе в коллекцию чековую книжку, абсолютно целую!!! И радости моей нет предела, так как отдельно чеки разных номиналов встречаются, а вот полная книжка встречается крайне редко.

    P8296384.JPG P8296387.JPG P8296391.JPG P8296397.JPG
    Конечно, фото мало о чём говорит, поэтому я немного расскажу об этих чеках.
    Итак чеки……
    Наверное, у многих в памяти или на слуху, существовавшие в СССР сеть магазинов «Березка».
    Кто не помнит, «Березка» – сеть магазинов, в которых продавалось все самое вкусное и дефицитное и недоступное обычным гражданам СССР. Расчеты велись либо в валюте, которая была только у иностранцев, либо в чеках Внешпосылторга. Как известно нашим гражданам валюту на руках иметь не полагалось; тем, кто работал заграницей и получал зарплату в валюте, эту самую валюту обменивали на чеки, которые можно было потратить в валютном магазине «Березка». Такие чеки являлись своеобразной параллельной валютой.
    В ходу были не только чеки «Внешпосылторга», но и чеки БВТ (Банка для внешней торговли СССР) этими чеками заведовал «Торгмортранс». Такие чеки получали моряки.

    О чеках «Внешпосылторга» я расскажу в другой статье, так как эта тема очень интересная и объёмная! Здесь мне хотелось бы поговорить о чеках «Торгмортранса»

    Итак "Торгмортранс", очень интересное учреждение! Существовал при Морфлоте СССР и имел свои управления во всех морских пароходствах. "Торгмортранс" ведал торговлей, общественным питанием в портах, обеспечением судов продовольствием. В ведении Торгмортранса находились магазины "Альбатрос", "Якорь" и "Каштан" где торговля была по чекам Внешторгбанка и за валюту. Также ведении "Торгмортранса" находились припортовые рестораны «Бригантина», «Гольфстрим», «Атлантика» , «Приморье» и другие.
    Но не будем забегать вперёд…

    Давайте поговорим о вечном, о волнительном, о притягательном, о мечтах и надеждах…..в общем, о деньгах. Вернее о рубле. Но не сегодняшнем, а времён СССР.
    Сейчас никакой романтики и интересу. Всё прописано в контракте - что входит в твои обязанности, что не входит. За что полагается доплата, а за что - нет. Отработал - получил. Скукота. То ли дело раньше!
    Но сразу оговорочка, рассказ за торговый флот. Не рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий и не рыбоперевозящий. Как там у них.…точно не знаю, них там тоже в то время делилось на гослов и колхозный лов. Тоже не так просто было.
    Ну, так вот… начну сразу с самого интересного. С валюты….

    Те, кто рассказывает, как лихо жилось морякам загранзаплыва в СССР, какие зарплаты валютные получали….эти самые моряки…. немного лукавят.
    Потому как зарплаты в валюте не было. От слова совсем. Была инвалюта взамен суточных. Что это значит? Это значит, что выход за границу приравнивался к командировке. Только взамен суточных командировочных выплачивали валюту. И выплачивали её в процентах от оклада.
    До 1987 года это было 18% от оклада. От оклада!
    Оклад матроса 1го класса - 105 рублей. Итого за месяц, проведённый в загранплавании, нашему Рокфеллеру - матросу начисляли 18 инвалютных рублей. Много это, или мало? Ну, так…обменяйте эти 18 инвалютных рублей по тому мифическому курсу в 0.63-0.68, опять же, инвалютных копеек на доллары США, много получилось? …. да что уж…. гуляй, рванина.
    Ладно, отвлёклась. Начислили 18 инвалютных рублей, а вот дальше начинаются интриги и жареное. Что можно сделать с этими деньгами?
    А) - Получить эти деньги в валюте страны захода по текущему курсу на тот день.
    Б) - Сдепонировать. То есть не брать эти деньги, пущай накапливаются. Если рейс длинный, а впереди маячит выгодный, плане шоппинга порт, то пусть себе лежат. Но без процента.
    В) - Поскольку эта валюта начислялась посуточно, то в порту захода можно было получить…. ну, суток за 5. Потратить их на какой нить….поход по борделям музеям, попить пива кофе, в общем, приобщиться.
    Г) - А могло получиться и так, что заходов в хорошие порты не было, вообще не было. Так бывало, если судно ходило по специфичному фрахту. Например, бункеровка рыбаков в океане. Сходил, заправили экспедицию и вернулись. Без заходов. Тут тоже варианты - или депонировать, при списании с судна получить справку о сумме и получить эти деньги уже на другом пароходе. Или получить эти деньги в виде чеков ВТБ (ВнешТоргБанка). Позже они стали именоваться чеками ВЭД (банк ВнешнеЭкономическойДеятельности).

    В каждом портовом городе, особенно если этот город был базовым какого либо пароходства, был магазин Торгмортранса "Альбатрос", вот в нём то и велась торговля на эти чеки.
    Внешний вид чеков.

    P8296425.JPG P8296427.JPG P8296429.JPG P8296432.JPG

    С 1987 года они уже шли в чековой книжке на 25 рублей. До этого они были в книжке на 10 рублей.
    Что продавалось в этих магазинах? Да всё..одежда, электроника, продукты, почти те же самые "Берёзки" только со специфическим морским уклоном.
    Примерные цены на 1986-87 года:
    Сигареты "Кент", "Ротманс", "Мальборо" - 20 копеек за пачку.
    Банка пива "Асахи", 0.33 гр, Япония - 20 копеек
    Бутылка конъяку "Арарат" - 1рубль 75 копеек.
    Водка ..от 60 копеек
    Интересный момент, алкоголь продавался сразу после открытия. Правда 1989 году, после принятия антиалкогольных постановлений ЦК, халяву прикрыли, тоже с 14 часов стали продавать.
    Индийский растворимый кофе -40 копеек
    Конфеты "Ассорти" - 40-60 копеек.
    Куртка джинсовая - 12 рублей, брюки -7 рублей, спортивный костюм -15 рублей.
    Кожаный мужской плащ, производства Монголия -120 рублей.
    Обувь, парфюм, электроника понемногу.
    Например, двухкассетный магнитофон "Панасоник", из за красного цвета, обзываемый "пожарник" стоил 42 рубля.
    Автомобили тоже продавались, например, ВАЗ 2104 стоил всего 2500 рублей.
    И дефицитные тогда полиэтиленовые пакеты, с чайкой и гордой надписью ТоргМортТранс - 5 копеек.

    Вроде бы дёшево….но было одно но..
    Если вы не работали в море или в управлении пароходства (а там, как известно, настоящие моряки работали, не то, что рядовой плавсостав) вход в этот рай вам был заказан.
    Но чеки можно было купить, у знакомых моряков...или у спекулянтов, которых всегда можно было встретить у этих магазинов по курсу 10 рублей за 1 рубль чеками. Всего то.
    Хоть на чеке и было написано, что ВТБ выплатит вам один..или сколько там рублей за этот чек, ну, на сарае тоже написано...
    И вот тогда, все цены, приведенные для примера, необходимо умножить на 10.
    И получились сигареты по 2 рэ за пачку, пивко по 2 рэ за банку, а конъяк так и вовсе в глотку не полезет, по 17 то рублей, закусывая конфетками 6 рублёвыми.
    Ну и про автомобиль я и писать не буду.

    Уже тогда, при продаже чеков, можно было нарваться на "ломал". Это когда заламывают на пальце пачку купюр и в итоге тебя обжуливают. То есть, когда в стране доллар получил свободное хождение и появились менялы, у кое-кого опыт уже был - куда и как смотреть - при проведении валютных операций.
    Продажа и покупка чеков была уголовно наказуемым деянием, ибо тоже попадала под статью о незаконных валютных операциях, но хорошо одеваться хотели все и поэтому, бывало даже продавали эти чеки в водном отделении милиции!

    Ещё чеки в портовых городах неплохо и сами шли, самостоятельной валютой. Швейцары в ресторанах, в такси, в больницах, просто какие то свои дела можно было уладить с помощью этих чеков, но, повторюсь, только в портовых городах.
    А где то с середины 1988 года, как то незаметно поползли цены в магазинах и следом за ними поползли в цене и чеки. И в 1989 году они достигли своего пика -25 рублей СССР за 1 рубль чеками. Товар из магазинов начал пропадать понемногу, очереди начали удлиняться и к моменту закрытий магазинов «Альбатрос» туда невозможно было втиснуться. Сметали всё подряд.
    Потратить свои чеки все не могли. Кто-то находился в это время в море, либо по другим причинам. И тогда было сделано следующее, пароходство принимало чеки назад (но только законно заработанные, там уже не по-мухлюешь, бухгалтерия вот она - рядом) и выдавало справки о том, сколько у тебя на счету этих самых инвалютных рублей. Платить уже начали потихоньку в долларах США, и в ближайшем порту можно было обналичить эту справку на доллары.
    Вот такие интересные исторические события были связаны с чеками Торгмортранса. Сейчас чеки уже стали коллекционным материалом. Причём тема чеков "Тргмортранса" довольно обширная, выпускались они каждый год и имели разный дизайн, разные номиналы, были с якорем, без якоря, с литерой "А", и литерой "Д", обычные и круизные......и прочее, прочее, прочее.

    P8296434.JPG P8296436.JPG
     
    Последнее редактирование: 29 авг 2017
    val_sib, Антон, Serzh24RUS и 5 другим нравится это.
  2. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    У меня в коллекции есть небольшое количество чеков БВТ. Пришли по-случаю и я ими особо не увлекался, а, похоже, зря. Очень интересная тема. Спасибо Елена! Ваш материал скачал.
     
  3. Lenchik

    Lenchik Модератор Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    28.03.2015
    Сообщения:
    2.931
    Симпатии:
    3.009
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    д.п. Кудряшовский
    Торговая репутация:
    7
    Имя:
    Елена
    Рада, что материал оказался полезен! :) Чуть позже подготовлю статью о чеках "Внешпосылторга", это на которые в инвалютных "Березках" отоваривали. Там очень интересная система была создана!
     
  4. J. Shrott

    J. Shrott Пользователь

    Регистрация:
    21.01.2017
    Сообщения:
    576
    Симпатии:
    1.063
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    19
    Имя:
    Сергей
    В Архангельске тоже был магазин "Альбатрос". Хорошие джинсы в середке 80х стоили 17- 18 чеков вроде бы. С рук 180.
     
    Lenchik нравится это.
  5. Lenchik

    Lenchik Модератор Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    28.03.2015
    Сообщения:
    2.931
    Симпатии:
    3.009
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    д.п. Кудряшовский
    Торговая репутация:
    7
    Имя:
    Елена
    180 рублей, не хило так, месячная зарплата, например среднего инженера, если я не ошибаюсь конечно.....
     
  6. J. Shrott

    J. Shrott Пользователь

    Регистрация:
    21.01.2017
    Сообщения:
    576
    Симпатии:
    1.063
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    19
    Имя:
    Сергей
    Мой первый оклад был 137 руб 50 коп. :))) Премия 25%. Плюс 60 % северный коэффициент. Ну и каждый год по 10% северных, до 50. В самом Архангельске конечно доплаты меньше были.
     
  7. vik-val

    vik-val Пользователь

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    5.198
    Симпатии:
    6.052
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    все больше по хозяйству
    Адрес:
    Бурмистрово
    Торговая репутация:
    2
    Имя:
    Виктор
    Мой крестный отец три года проработал в Монголии в начале 70-х, строили ТЭЦ братьям нашим меньшим. Так у него этими чеками ящик в серванте забит был. Он на них кооперативную квартирку двушку прикупил. Уж каким способом, не ведаю. В те времена не интересно было. Но пару рубликов с того богатства и я поимел. На улице Мира в Ленинском районе была Березка, менял с пацанами чеки на жвачку. Правда, они кажется назывались -Сертификатами.
     
  8. Lenchik

    Lenchik Модератор Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    28.03.2015
    Сообщения:
    2.931
    Симпатии:
    3.009
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    д.п. Кудряшовский
    Торговая репутация:
    7
    Имя:
    Елена
    @vik-val, да их еще называли сертификаты. Интересно воспоминания очевидцев узнать. BravoBravo
     
  9. zyklon

    zyklon Черный плащ

    Регистрация:
    21.03.2015
    Сообщения:
    7.454
    Симпатии:
    10.907
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Омск
    Торговая репутация:
    0
    про оплату морякам описывал Виктор Викторович Конецкий, кстати о чеках он не упоминает.....
     
  10. J. Shrott

    J. Shrott Пользователь

    Регистрация:
    21.01.2017
    Сообщения:
    576
    Симпатии:
    1.063
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    19
    Имя:
    Сергей
    У меня практически вся архангельская родня, мужского пола, бывшие моряки торгового и рыболовного флота. Так что про чеки и как их получали моряки знаю не по наслышке. И как после покупки некоторых товаров подрисовывали к ценам нолики, тоже. Для продажи конечно. Да и как эти самые чеки продавали. И как доллар стоил не 60 копеек по курсу...Это из меня моряк не вышел, всего лишь судоводитель- судомеханик речного флота с выходом в прибрежной плавание. ☺ И то на 9 лет....
     
    Lenchik и vik-val нравится это.
  11. J. Shrott

    J. Shrott Пользователь

    Регистрация:
    21.01.2017
    Сообщения:
    576
    Симпатии:
    1.063
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    19
    Имя:
    Сергей
    Помню, что на инвалюту один капитан из соседнего дома, привез себе из заграницы иностранный автомобиль. Я даже марку запомнил- Опель рекорд 1700. Запомнил, потому как было это тогда не просто круто, а буквально космос. Сколько он копил чеков, как получал разрешение и другие нюансы не знаю. Но уверен, что без помощи всесильного тогда КГБ не обошлось. Ведь не секрет, что на каждом судне, заходящем в морские порты иностранных государств, присутствовал в том или ином качестве сотрудник... Ну по крайней мере человек сотрудничавший...
    Вообще чеки называли между собой бонами. С рук продавали их по курсу от 1:3 до 1:10. И в сам магазин было постороннему особо не попасть на экскурсию. Нужно было быть в сопровождении моряка с удостоверением. Да и то вроде лишь одного человека можно было провести.
    Эх. Давно уже это было. Да и другой стране.
    А. Вспомнил еще. На чеки можно было купить себе автомобиль. Не помню, были- ли очереди на Волги, а вот Жигули покупали.
     
    Lenchik нравится это.

Поделиться этой страницей