Добра всем! Может кому попадалось такое бронзовое сердечко? Его предназначение? По крепежу похоже или конина, или накладка на что-либо. А главный интерес - царизм или постарше? Территориально -южная часть Алтайского края. Спасибо.
В нашей зоне (ЮЗ Алтайского края) такие бляшки встречаются в уздечных наборах средневековье (VIII-XII вв.) сросткинской культуры и кимако-кипчакских древностей. P.S. Если найдете советую: Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. - "Наука" - М., 1981. Поскольку это археология, а не нумизматика или филателия, специальных каталогов по интересующей Вас теме никогда не издавалось, и, от греха подальше, издаваться никогда не будут.
На обороте шпеньки. Их вставляли в отверстия сделанные в коже и закрепляли с помошью тонких бронзовых или метных шайбочек. Выступающие концы шпеньков либо расклепывали, либо загибали (как в Вашем случае).
«Т.Г. Горбунова, А.А. Тишкин, С.В. Хаврин СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УКРАШЕНИЯ КОНСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ НА АЛТАЕ: МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ...»
Вчера произошел сбой, не смог вставить эту фотографию. Пример крепления когда шпеньки расклепывались: Статья из сборника? Как он называется? Год издания?
Чем больше читаешь, тем больше вопросов... Геннадий Александрович, в рекомендуемой Вами книге указываются у тюрков тоже аналогичные элементы: Вопрос: как специалисты, определяют принадлежность предмета к культуре, если он распространен у разных народов?
Тоже находил сердечко с тремя шпеньками на обороте... с того же места и крючок... неужто тоже "археология" ?!
Тюрки, по Гумилеву, собирательное название различных этносов (киргизы (хагяс), уйгуры, телесы, кимаки, кыпчаки, собственно тюркюты и т.д.) имевших общий древний корень и говоривших на близко родственных языках. Кроме того есть значительный пласт этносов имевших иные корни (те же хагяс - предки хакасов), но отюркеченные, воспринявшие тюркский язык, культуру. Как считают специалисты, сросткинская культура это синтез самодийскийской этнической основы и тюркской культурной традиции (отюркечивание). Поэтому нет ничего удивительного, что в разных археологических культурах, у разных этносов, но входящих в тюркский культурный круг, мы встречаем одинаковые или близкие элементы материальной культуры, например конской упряжи и ее украшений. С другой стороны, культура это всегда ответ человека на вызов природы и жизнь в неодинаковых природно-климатических условиях будет порождать свои, самобытные элементы которые и дают основание для выделения особых культур. Например, отюркеченные самодийцы в значительной степени сохранили самобытный погребальный обряд, или поясные наборы киргизов, часто общетюркские по форме, несут на себе оригинальные орнаментальные мотивы и т.д.
Сирожа, Ваши находки тоже археологические, но скорее позднего средневековья - XV-XVII века. Сердцевидная бляха значительно крупнее, по-моему без бортиков, могла быть сбруйным украшением уже и на русских коняшках, а крюк, если не ошибаюсть, для подвески колчана, в котором стрелы хранились.
Сердечко цельнолитое, без бортиков, толстое, с тремя загнутыми шпеньками, бронза... а про крючок подумал, что рыболовный, мне картинку скидывали, но я не претендую...
А вот нашел процесс видоизменения бляшек. Вроде такая маленькая штучка, а столько информации интересной благодаря ей почерпнул.
А я живу в библиотеке И в музее заодно. Но от интернета не отказываюсь! P.S. Оказалось, что это пособие у меня в библиотеке есть! Вот, что значит старость - забывать стал...