Подавляющее большинство российских судоходных каналов находится в Европейской части страны. Но когда-то и в Сибири функционировал рукотворный водный путь, который соединял Обь и Енисей. Сегодня мы расскажем об Обь-Енисейском, или Кеть-Касском канале, который был заброшен в середине прошлого века, но до сих пор обозначен на картах и хорошо виден на космоснимках. Кеть-Касский, или Обь-Енисейский канал, располагается в приграничных районах Томской области и Красноярского края. Канал проходит по низменной заболоченной местности и соединяет реку Кеть (правый приток Оби) с рекой Кас (левым притоком Енисея). Протяженность самого канала составляет 8 километров, остальная часть водного пути проходит по небольшим таежным рекам. Водный путь из Оби в Енисей начинался в истоке реки Кеть. Далее суда шли вверх по течению, проходя реки Кеть, Озерная, Ломоватая, Язевая и попадали в озеро Водораздельное. Озеро с рекой Малый Кас соединяет рукотворный канал длиной 8 километров. Малый Кас уже принадлежит к бассейну Енисея и является притоком реки Кас (или Большой Кас), которая впадает в Енисей. Интересно, что идея постройки канала, который бы соединил бассейны рек Обь и Енисей, возникла еще на рубеже XVIII-XIX веков. Но в тот период строительство канала в труднодоступной заболоченной местности оказалось невозможным. И лишь в 1883 году нашлись средства на сооружение канала, а к началу 1890-х годов он уже был построен и по нему прошли первые суда. Правда, небольшие сибирские реки и сам канал были довольно мелководны, поэтому по Обь-Енисейскому пути могли ходить далеко не все суда. В период половодья канал мог обслуживать суда водоизмещением до 80 тонн, а в остальное время не более 8 тонн и допускал проход судов с осадкой не более 1,25 метра. К тому же суровый сибирский климат ограничивал период навигации по Обь-Енисейскому каналу всего до 3,5 месяцев. После открытия планировалась дальнейшая модернизация, расширение и углубление канала, строительство дополнительных шлюзов. Но постройка Транссибирской магистрали существенно понизила роль канала как перспективной транспортной артерии региона, и на его усовершенствование уже не нашлась нужная сумма. Затем началась Первая мировая война, Гражданская война, и ни о каких достройке и углублении канала речи уже не шло. Известно, что еще в 40-х годах прошлого века по Обь-Енисейскому каналу проходили пароходы и катера, но уже в середине века канал был заброшен. Позднее, в 1980-х годах, в район канала были направлены гидрологи и инженеры для изучения местности и определения целесообразности возрождения канала. Но наземные экспедиции и детальная аэрофотосъемка вынесли неутешительный для канала вердикт: сооружение водного пути в труднодоступной, практически необитаемой, заболоченной местности было признано не целесообразным. Сегодня о нем почти никто не вспоминает, и лишь немногочисленные местные жители, краеведы и туристы-водники знают о его существовании. Кстати, любители путешествий по диким местам с интересной историей частенько включают прохождение канала в свои маршруты. Источник
Интересная тема! Как-то смотрел фильм наш, Кажется новосибирского тв о нем, сейчас найти не смог Еще ссыль статья история - http://bsk.nios.ru/content/zabytaya...na-sudov-po-ob-eniseyskomu-kanalu-v-1942-godu
Книга "Последний караван Обь-Енисейского канала" А.Н.Осипов. Документальный очерк "Последний караван Обь-Енисейского канала". Новосибирск, 2013, 80 стр. Является изложением ранее известной, но до последнего времени противоречивой и загадочной истории об экспедиции речников, выполнивших в 1942 году странный приказ: провести с Енисея на Обь караван буксиров через старинный и заброшенный Обь-Енисейский канал. Рассказ об истинных целях экспедиции основан на архивных изысканиях и, в том числе, документах из рассекреченных фондов. Названы ранее не опубликованные имена участников экспедиции, приведены их дневниковые записи и воспоминания. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей Сибири и речников Обь-Енисейского бассейна времен Великой Отечественной войны. Оформление обложки Лазаревой Любови Павловны. Немногие наши соотечественники знают о некогда существовавшем судоходном канале, соединявшем две сибирские реки – Обь и Енисей. Далеко не каждый человек, что-либо слышавший об этом водном пути, сможет на карте показать географическое положение канала, привести правильные даты его жизни, назвать главные имена причастных лиц, заслуживших высокое уважение и почет. Увы, история Обь-Енисейского канала – малоизвестна, хотя этот сибирский объект по праву считался уникальным гидротехническим сооружением мирового значения. Так случилось, что созданный в конце ХIХ века, он не был избалован вниманием и справедливым словом писателей и журналистов, поэтому знания большинства людей об Обь-Енисейском водном пути ограничены лишь сухими энциклопедическими сведениями общего характера, либо, что хуже, основываются на мифах различного рода. Популярных, доступных и содержательных книг для широкого круга читателей на эту тему, к сожалению, практически нет! Наш портал ставит своей целью расширить спектр знаний о малоизвестных исторически значимых объектах Сибири, сделать доступной для всех информацию, основанную на объективных фактах, научных исследованиях и архивных материалах. В этой связи заслуживает внимания новая публикация – документальный очерк «Последний караван Обь-Енисейского канала». Автор книги – Осипов Александр Николаевич, не историк по образованию. Он окончил Новосибирский электротехнический институт (НЭТИ). Работал инженером в Новосибирском испытательном центре вычислительных комплексов и АСУ, затем в Научно-информационной лаборатории специальной и криминалистической техники МВД (при Президиуме СОАН СССР). Полковник в отставке. Живет в Новосибирске. Являясь сыном одного из участников экспедиции по проводке судов в 1942 году через Обь-Енисейский канал, Александр Осипов заинтересовался и увлекся этой загадочной историей. Он неоднократно бывал на Обь-Енисейском канале, был лично знаком с некоторыми участниками экспедиции. На протяжении ряда лет занимался архивными изысканиями и восстановлением этой искаженной по смыслу истории и поиском её забытых героев. В своей книге Александр Николаевич рассказывает историю, как по каналу во время Великой отечественной войны был проведен последний караван пароходных буксиров. Каковы были истинные цели проводки судов, почему в военное время пришлось вспомнить об этом заброшенном водном пути и пойти на столь сложный вариант перегона судов по уже разрушенному к тому времени каналу. На эти и другие вопросы в очерке даются убедительные ответы. Книга иллюстрирована редкими фотографиями Обь-Енисейского канала и содержит впервые опубликованные воспоминания участников героической экспедиции 1942 года. Александр Осипов выступает с инициативой по увековечению памяти героической экспедиции 1942 года, предполагающей, например, установку поклонного креста «Последнему каравану Обь-Енисейского канала» в городе Колпашево Томской Области, где был благополучно завершен маршрут проводки каравана. Изыскивается поддержка в реализации проекта. Написать письмо автору очерка - mailto: osian@bk.ru Книгу можно заказать в магазине «Сибирская горница» http://www.gornitsa.ru/ Автор: Осипов Александр Николаевич Издательство: типография "Ареал" Место издания: Новосибирск Год издания: 2013 г. Страниц: 80 стр. категория: Сибирское краеведение подкатегория: Обь-Енисейский канал
Когда, то была мечта пройти по каналу..... Наши ребята из Новосибирска, по моему "оф райд" прошли вдоль канала по "Баронскому тракту" на внедорожниках. Я у них брал диски, для себя снимали. В открытом доступе полной версии не нашел. Частенько пересматриваю. КЛАСС!!! Ежели найду могу поделится. Выставлять здесь можно ли, не знаю.
Казанка с булями, с Бурмистрова. От него первого, в восьмедисятых, услышал об этом маршруте, и загорелся. Прошло 45 лет. Тогда рассказывал, почти весь маршрут свободно почти без перетасков прошли. Заметно как все изменилось.
Я в 80ых годах в Томске работал с одним мужиком пожилым уже, так вот он рассказывал, что во время войны будучи пацаном 16 летним он работал на речном пароходе и иногда плавали они из Оби в Енисей и обратно.
Хороша тема Андрей. Серёга,видео посмотрел с удовольствием. Ну прям киножурнал Западно-Сибирской киностудии перед фильмой в сельском клубе. Поселок где я жил появился благодаря строительству жел.дороги Асино-Белый Яр упомянутой в фильме. Верно,верстовые столбы рек - пески. У нас так и говорили: - неводили на 4-х песках,ночевали на 7-песках и т.д. Верно что болота называют - болотА. Вода во всех реках коричневого цвета. Из-за торфа. А от КатайгА - неверно. Местные называют с ударением на первую А. КАтайга. Отец работал в леспромхозе. Валили лес далеко от посёлка,вертолётом забрасывали на 100-150 км.Рассказывал что видел этот канал в тайге. Говорил что на водомётах по этому каналу запросто ходят до шлюзов. Дело было в начале 80-х. Карта 1943г. "Однако, судьба канала оказалась трагична. Его забросили и вспомнили о нём только в 1942 году. Зачем понадобился заброшенный Обь-Енисейский канал? Цель экспедиции – разведка резервного пути для переброски продукции Норильского комбината на заводы Урала и Сибири. Это было тяжелое для страны время – фашисты подходили к Волге, а японцы готовились к нападению на СССР с востока. Оборонная промышленность нуждалась в сырье для производства стали." читайте здесь:" http://bsk.nios.ru/content/podvig-sibirskih-rechnikov-0
Я пацаном был и мы с друганами в 1984 1985 годе хотели до этих шлюзов дойти!Но не получилось,хотя всю зиму-весну сезона 1983-84 года собирались...одной лодкой не пошли....
Андрюха,ну вы и бедовые!!! 1500 км...!!!Ежели от Новосибирска. Сейчас до Белого Яра можно на авто добраться. Автомобильный мост через р.Улу-Юл построили где-то в 1985-87 гг. От Белого Яра до КАтойги за дорогу не скажу....она есть,но для какого транспорта проезжа,не знаю.
Мы тогда серьёзно были настроены...Но нас подвели ...а так бы пошли в две моторки...отпуска все подгодали...
Хорошие были времена...Мы ,все,кто собирался в путешествие,были списаны по здоровью ваенкоматом...Один с переломом позвоночника,второй без глаза,третий хромой....та ещё была компашка