1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Старые жетоны.

Тема в разделе "Наши коллекции", создана пользователем Номад, 16 мар 2016.

  1. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    СТАРЫЕ ЖЕТОНЫ
    Одно время, когда пополнять коллекцию монет и бон стало затруднительно, начал я приобретать всякую доступную учительскому кошельку всячину, кою в коллекционерских кругах, всю без разбора, именуют жетонами. Поначалу было интересно, но скоро я понял, что этот таинственный и мало изученный мир, умопомрачителен по обилию и разнообразию. В нем можно запросто затеряться, тем более, что интернета у нас тогда еще не было. Интерес пропал, жетоны мирно упокоились в коробках, и я думал - навсегда. Но пришло время «копа» и на заброшенных деревушках ЮЗ Алтайского края нам стали попадаться "жетонные непонятки". Волей - неволей пришлось вплотную заняться их определением. Для начала, внесем ясность в вопрос:

    «Что такое жетон?»

    upload_2016-3-16_7-56-29.jpeg

    Жетон (фр. Jeton) – 1. Металлический значок, указывающий на принадлежность к какому-либо обществу, а также выдаваемый в память какого-либо события; 2. Металлический кружок, заменяющий монету (например, в торговых автоматах).
    Советский энциклопедический словарь. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1980. Стр.441.

    Жетон (фр. Jeton) – 1. Медаль или металлический значок, присвоенный членам какого-нибудь общества или выдаваемый в качестве приза за состязание или в память какого-нибудь события участникам его. 2. Металлический значок, контрамарка, выдаваемая участнику заседания на право получения вознаграждения. 3. Металлический кружок (взамен наличных денег) во время игры, фишка.
    Толковый словарь русского языка. Том I. – М.: ОГИЗ, 1935. Стр.862.

    Жетон – медаль, пенязь, шелег или монета, выбитая в память какого-либо события для раздачи; дарик, бросовик.
    В.И. Даль. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005. Стр.300.

    «Монетовидные металлические предметы, не являющиеся, однако, монетами в полном смысле этого слова, принято называть либо жетонами, либо металлическими бонами, либо, наконец, металлическими марками.
    Название «жетон» происходит от французского слова jeter – «бросить» и первоначально было связано с теми монетовидными предметами, которые разбрасывались народу во время различных торжественных церемоний (коронация, рождение наследника, заключение мира и т.д.). В дальнейшем этим словом стали называть монето- и медалевидные предметы и другого назначения, например, металлические кружки (счетные жетоны) для производства арифметических действий на особых разграфленных досках (до изобретения канцелярских счетов), некоторые виды украшений, амулетов и т.д.
    Слово «бон» или «бона» также французского происхождения и обозначает монетовидный знак, хотя и не являющийся общегосударственной монетой, но предназначавшийся только для целей платежа. Это заменители монет, обычно временного и часто вынужденного характера.
    И, наконец, слово «марка», производимое от немецкого marka – знак, применительно к монетовидным предметам может означать знак любого назначения и употребляется в самом широком смысле. …Названия «жетон» и «марка» [не редко] применяются как синонимы.

    А.П. Шишкин.Классификация русских жетонов, металлических бони металлических марок. (По материалам ГИМ и других собраний). – Газета для коллекционеров «Миниатюра». Выпуск №20, апрель 1994.

    А.П. Шишкин предложил следующую классификацию жетонов:

    I. Жетоны.
    а) юбилейные,
    б) памятные,
    в) сувенирные,
    г) рекламные, в том числе рекламно-льготные (в пользу покупателя) и рекламно-охранительные (применявшиеся как пломбы, охранявшие продукцию от подделок),
    д) служебные,
    е) амулеты и украшения.

    II. Металлические боны (знаки с платежными функциями).
    а) обязательного обращения,
    б) необязательного обращения или частные*.

    III. Металлические марки.
    А. Счетные.
    а) счетные марки, в том числе и игральные,
    б) кассовые марки.
    Б. Учетные.
    а) «натуральные» марки или металлические накладные, в том числе и для автоматов,
    б) металлические билеты,
    в) металлические квитанции, подтверждающие оплату налога или пошлины, или выполнение каких либо повинностей (например, угольные и рудные печатки)».

    * В англоязычных странах металлические боны вычеканенные английскими предпринимателями в XVII-XVIII в. в большом количестве называют токенами (token).


    Находки жетонов не так часты как находки монет, но и редкость у них (за небольшим исключением) не велика. Все найденные нами жетоны использовались в качестве подвесок-украшений, но различаются по первоначальному назначению, времени, месту и способу их производства.
     
    VVSector, Дмитрий NY, ksreindjer и 11 другим нравится это.
  2. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    «СЧЕТНЫЕ ПФЕННИГИ»

    Счетный пфенниг
    , счетный жетон (нем. Rechenpfennig, Raitpfennig, франц. gectoir, jeton, англ. counter, исп. contador, гол. legpenning), металлическая марка для (принятых в древности и в средние века) подсчетов с помощью счетной доски (абака), пришедшей на смену камушкам или жетонам из какой-либо кости, в том числе – слоновой. Счетные пфенниги существовали уже в средние века в Италии (Флоренция, Венеция), Франции, Нидерландах; с начала XIV в. в Нюрнберге их стали изготавливать мастера-специалисты (…), а с конца XV в. также в Хале, Баварии, Австрии, Чехии, Саксонии, Эйслебене и т.д. На счетных пфеннигах очень часто встречаются сведения и изображения, относившиеся к политическим и историческим событиям, так что они, имея хождение среди широких кругов населения, служили носителями информации. Особенно ярко выступает политическая направленность счетных пфеннигов периода раннебуржуазной Нидерландской революции; так, на них встречаются изображения казни графов Эгмонта и Горна (1579), гибели испанской армады (1588), борьбы Нидерландов за свободу вероисповедания и национальную независимость. Часто на счетных жетонах изображался счет на счетной доске, чтобы таким образом способствовать ее распространению; нередки также символы счастья и торговли. В период с XVI по XIX в. нюрнбергские счетные жетоны распространились по всей Европе главным образом потому, что чеканились уже только в меди или латуни и часто были подражаниями известных иностранных монет (Франции и Нидерландов). Их чеканкой занималась главным образом основанная в 1700 фирма Лауэр. В немецком языке до сих пор бытуют поговорки, возникшие в период распространения счетных жетонов, например «Rechnunglegen» (отсчитывать, буквально «класть счет»), «einenSteinimBretthaben» (быть на хорошем счету, буквально «иметь /лишнюю/ шашку на доске»).

    Х. Фенглер, Г. Гироу и В. Унгер «Словарь нумизмата»

    [​IMG]
    Счет на абаке с помощью жетонов.
    Гравюра 1503 г.
    У народов Сибири важным элементом традиционной одежды, особенно женской, были подвесные металлические украшения. Русские купцы в больших количествах ввозили в Сибирь продукцию отечественных литейщиков и европейские счетные жетоны. На эти, ничего не стоившие, безделушки купчики выменивали у аборигенов высоко ценившуюся в Европе сибирскую пушнину.

    [​IMG]
    Остяки. С рисунка XIX века.
    Края наплечника женского костюма украшены подвесками из жетонов,
    может быть такими же, что мы нашли на заброшенной деревне первой половины XIX в.:
    [​IMG]

    В.И. Молодин.

    КЫШТОВСКИЙ МОГИЛЬНИК.
    На памятнике (Кыштовский могильник) найден 21 западноевропейский счетный жетон….

    Все найденные на могильнике счетные жетоны имеют отверстия для подвешивания к одежде. Они обнаружены в различных местах могильника в количестве от 1 до 4 штук, и обозначены именами Лауфера и Крауфвнкеля. Время изготовления жетонов - конец XVI – первая половина XVII века.

    Как отмечает И.Г. Спасский, «нюрнбергские жетоны XVII и XVIII вв. довольно часто встречаются в Сибири, куда они привозились русскими промышленниками для меновой торговли». Исследователь подчеркивает также, что «существовал спрос со стороны местного населения, употреблявшего их, как и монеты, в качестве украшений».

    Подобные жетоны довольно широко представлены в материалах А.П. Дульзона из раскопок на Чулыме. Счетный жетон Лауфера известен в одном из погребений кочевников в Забайкалье, найдены эти предметы и на русских памятниках в Западной Сибири – на острове Фаддея и в Мангазее».
    Новосибирск, «Наука», 1979. Стр.62, 126-130, 160.

    А.А. Пушкарев

    МЕТОДИКА ДАТИРОВКИ ПОГРЕБЕНИЙ С НУМИЗМАТИЧЕСКИМИ НАХОДКАМИ
    ИЗ МОГИЛЬНИКОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ XVI–XIX ВВ.

    Все счетные жетоны, обнаруженные на археологических памятниках Западной Сибири, происходят из Германии, а точнее из города Нюрнберга. В Германии жетоны появились достаточно поздно. Первые упоминания о счете с помощью жетонов относятся к 1399 г. в городе Франкфурте. С XV в. жетоны начинают выпускаться в Нюрнберге. Считается, что Нюрнберг был единственным германским городом, в котором чеканились жетоны, но на самом деле это не так. Счетные пфенниги выпускались также в Пруссии, Саксонии, Богемии, известны крупные серии жетонов из Ганновера.

    Однако за Нюрнбергом оставалась пальма первенства в производстве жетонов. С середины XVI в. этот город стал главным экспортером счетных пфеннигов в другие европейские страны, в том числе и в Россию. Самые ранние серии были представлены в основном небольшими жетонами (приблизительно 2 см в диаметре), которые чеканились из латуни. Изображения на них были очень разнообразны: шахматные слоны, лошади, обезьяны, щиты, а также держава, которая была торговой маркой Нюрнберга.

    В середине XVI в. счетные жетоны приобретают наибольшую популярность, именно в это время Нюрнберг становится безоговорочным лидером в их чеканке. Несмотря на то, что монетных мастеров, выпускавших счетные пфенниги, было много, в их производстве доминировали четыре семьи (фирмы) – Шультес, Краувинкель, Лауффер и Лауэр.

    В это время происходят некоторые изменения в чеканке счетных жетонов – общий облик жетонов упрощается, на многих из них появляется имя мастера. Некоторые серии счетных пфеннигов разных мастеров были очень схожи – большую популярность получили жетоны с изображением на лицевой стороне державы (reichsapfel) в драйпасе 2 (dreipass), а на оборотной – кольца из чередующихся корон и лилий. При этом внешнее различие было только в легенде, остальные элементы были практически идентичны. Этот вид жетонов был распространен около 1550–1630 гг. Другие виды жетонов были представлены изображениями корабля, Венецианского льва или купца, ведущего счет на жетонах. В дополнение к этим основным сериям существовало множество жетонов-медалей, чеканившихся в основном Хансом Краувинкелем и Вольфом Лауффером, иногда в очень небольшом количестве.
    Вестник Томского государственного университета 2012. История №2(18)














     

    Вложения:

    Роман 64, VVSector, Глюк и 16 другим нравится это.
  3. ОбезьянГ

    ОбезьянГ ОбезьянГ. Просто местный ОбезьянГ.

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    3.968
    Симпатии:
    3.612
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Торговая репутация:
    5
    Имя:
    Алексей
    Геннадий Александрович!
    Как всегда аплодирую!!!!
     
  4. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    upload_2016-3-16_19-30-49.png
    Лиц. Погрудный женский портрет в императорской короне, влево. По окружности, справа и слева от портрета, легенда: «ANNA.D.G.RUSSOR.IMPERАТ.» («AnnaDeiGratiaRussorumImperatrix» - «Анна благодати Божией, императрица России»). Ободок рубчатый.
    Об. В поле, справа, на троне женщина в императорской короне. К трону прислоненным щит с малым гербом Российской империи. Крылатая фигура Виктории венчает императрицу. Сверху, полукругом, легенда: «DONATVICTRIATANTA.» («Виктория дает»). Слева - две фигуры дары приносящие. Внизу, горизонтальной строкой – «М.L.RE.PF.» («Michael Leykauff.Rechenpfennig» - Михаэль Лейкауф. Счетный пфенниг.) Ободок рубчатый.
    Латунь. Размер – 26,2х24,2 мм, толщина – 0,5 мм, вес – 1,5 гр. 1-е Коростели, 2010.

    upload_2016-3-16_19-32-30.png
    Лиц. Погрудный женский портрет в императорской короне, влево. По окружности, справа и слева от портрета, легенда: «ANNA.D.G.RUSSOR.IMPERАТ.»(«AnnaDeiGratiaRussorumImperatrix» - «Анна благодати Божией, императрица России»). Ободок рубчатый.
    Об. В поле, справа, на троне женщина в императорской короне. К трону прислоненным щит с малым гербом Российской империи. Крылатая фигура Виктории венчает императрицу. Сверху, полукругом, легенда:«DONATVICTRIATANTA.»(«Виктория дает»).Слева - две фигуры дары приносящие. Внизу, горизонтальной строкой – «I.I.D.RE.PF.» («Iohann Iacob Detzel · Rechenpfennig» - Иоганн Якоб Дитцель. Счетный пфенниг).Ободок рубчатый.

    Латунь. Размер - 28,1х27,1 мм, толщина – 0,5 мм, вес – 1,6 гр. 1-е Коростели, 2011.
    [​IMG]

    Лиц. Погрудный женский портрет в императорской короне, влево. По окружности, справа и слева от портрета, легенда: «ANNA.D.G.RUSSOR.IMPERАТ.»(«AnnaDeiGratiaRussorumImperatrix» - «Анна благодати Божией, императрица России»). Ободок рубчатый.
    Об.В поле, справа, на троне женщина в императорской короне. К трону прислоненным щит с малым гербом Российской империи. Крылатая фигура Виктории венчает императрицу. Сверху, полукругом, легенда:«DONATVICTRIATANTA.»(«Виктория дает»).Слева - две фигуры дары приносящие. Внизу, горизонтальной строкой«I.С.Н.RE.PF.». (Iohann Conrad Hoger, Rechenpfennig – Иоганн Конрад Хогер).Ободок рубчатый.

    Латунь. Размер — 26,5х25,0 мм, толщина – 0,5 мм, вес – 1,75 гр. Омская обл.

    В 1735 - 1739 годах Россия вела войну с Османской империей. В мае-июне 1736 года русская армия под командованием генерал-фельдмаршала Б.Х. Миниха совершила поход на Крым. 20 июля сдался гарнизон крепости Азов. Летом 1837 года русские войска разбили татарское войско под Карасу-Базаром, а в августе 1739 добились победы под Хотином. В сентябре 1739 года, в Белграде, подписан мирный договор между Россией и Портой по которому Россия получила обратно Азов без права его укреплять.


    Руденко И.В., Мицкевич И.В.

    НЮРНБЕРГСКИЕ СЧЕТНЫЕ ЖЕТОНЫ XVIII – XIX ВВ.
    С ПОРТРЕТАМИ РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ.
    На протяжении веков почти все мастера чеканили на аверсах счетных пфеннигов портреты правителей европейских держав. Не стала исключением и Россия: с развитием торговых отношений и возрастающей ролью России в европейском сообществе граверы стали помещать на аверсах жетонов портреты правящих российских императоров. Эта часть жетонов до настоящего времени остается мало изученной: даже в фундаментальном каталоге Митчинера «россика» представлена всего лишь 27 предметами.

    Из нескольких тысяч нюрнбергских счетных жетонов разных периодов, предназначенных для экспорта в разные страны, были выявлены 178 предметов, относящихся к русскому стилю. Жетоны систематизированы в хронологической последовательности, согласно годам правления российских монархов, изображенных на аверсах, начиная с Петра II и заканчивая Николаем I. Самая значительная группа– 107 жетонов – посвящены императору Александру I, что связано с пиком его популярности в Германии во время освободительной борьбы союзных сил с Наполеоном в 1813–1815 гг. Остальные группы представлены следующим образом: жетоны с портретом Петра II – 5 предметов, Анны Иоанновны – 17, Елизаветы Петровны – 6, Екатерины II – 13, Николая I – 27. Отдельную группу составили жетоны с изображениями полководцев М. И. Платова – 2 и П. Х. Витгенштейна – 1.
     

    Вложения:

    иршат, Роман 64, VVSector и 13 другим нравится это.
  5. Монах

    Монах Всевидящее око Команда форума Администратор форума

    Регистрация:
    17.03.2015
    Сообщения:
    8.594
    Симпатии:
    10.151
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосибирск
    Торговая репутация:
    23
    Имя:
    Артем
    Такие знания да в книги-цены бы не было!
     
  6. илан

    илан Модератор Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    941
    Симпатии:
    2.572
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Безродный
    Адрес:
    Новосибирск
    Торговая репутация:
    4
    Имя:
    Андрей
    Геннадий Александрович, а как часто попадаются? Я вот что то за свою практику не припомню подобного.
     
  7. ava

    ava Пользователь

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    977
    Симпатии:
    995
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    г. Омск
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Альберт
    Геннадий Александрович, а свои жетоны можно будет выложить в вашей теме, для определения, ато завалялось пару десятков в закромах).
     
  8. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    Артем, спасибо, но уже есть отличные, правда не переведенные на русский язык книги по счетным жетонам.
    Илан, счетные попадаются редко, а вот прочие разные почти на каждом выезде. У нас много переселенцев жило с Малороссии, мордвы, татар, казахов и др.
    АVA, я планирую довольно большую публикацию и готов буду помочь чем смогу, но после завершения работы.
     
    ПРАПОРЪ нравится это.
  9. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    [​IMG]
    Лиц. Мужской погрудный портрет вправо. Легенда: «LUD.XVI.D.G.FR.ET.NAV.REX.» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»). Ободок рубчатый.
    Об. Обнаженная женщина верхом на рыбе, которую она держит за хвост. Вверху по окружности легенда: «FELICITAS PVBLICAS» («Счастье общества»). Без выходных данных. Ободок рубчатый.
    Латунь. Диаметр — 24,3 мм, толщина – 1,0 мм, вес – 2,8 гр. 1994, низовья Оби.

    Назидательный смысл аллегории очевиден: «Счастье непостоянно как женщина и ускользает от нас как рыба, которую хотят удержать за хвост».

    [​IMG]

    Лиц. Профильный, мужской портрет, влево. Легенда: «LUD.XVI.D.G.FR.ET.NAV.REX («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»). Ободок рубчатый.
    Об. Парковый ансамбль. Легенда: «LUSTBAUTDASLAND» («Желание строить землю»). Легенда внизу повреждена и не читается. Ободок рубчатый.
    Латунь. Размеры – 28х25,5 мм, толщина – 0,7 мм, вес – 2,0 гр. 2011, 1-е Коростели.

    [​IMG]

    Лиц.
    Профильный, мужской портрет, влево. Легенда : «LUD.XVI.D.G.FR.ET.NA.REX:.»(«Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»). Ободок рубчатый.
    Об. Парковый ансамбль. По полуокружности легенда: «LVSTBAVTDAS. LAND.»(«Желание строить
    землю»)
    .
    Внизу: «RECHN. PF. I.C.R.» («Счетный пфенниг. Иоганн Христиан Рейх») Ободок рубчатый.
    Латунь. Размеры – 28,2х25,5 мм, толщина – 0,7 мм, вес – 2,0 гр.1-е Коростели, 2013

    [​IMG]

    Лиц. Профильный, мужской портрет, влево. По окружности легенда: «LUD.XVI.D.G.FR.ET.NA.REX:.» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»). Ободок рубчатый.
    Об: Парковый ансамбль. По окружности легенда: «LVST BAVT DAS. LAND.» («Желание строить землю»). Внизу: «RECHN. PF. I.С.R.»(«Счетный пфенниг. ИоганнХристиан Рейх») Ободок рубчатый.
    Латунь. Размеры – 22 мм, толщина – 0,7 мм, вес –1,4 гр.

    «Век осемнадцатый» - эпоха «торжества разума» с ее глубоким убеждением, что человек может «подчинить природу дисциплине». Во Франции, как нигде, эта идея реализуется в парковом строительстве. Эталоном становится Версаль.«В этом обширном, открытом со всех сторон парке взгляд посетителя скользит по уступам площадок и упирается в горизонт. Каждый боскет имеет собственный характер и внешний вид, что создает разнообразие ансамблей. Посредине симметрично расположенных водоемов, на перекрестках четко распланированных аллей, под листвой подстриженных деревьев, в глубине извилистого лабиринта стоят статуи, воспроизводящие мифологические сюжеты. Вода по трубам течет в водоемы и устремляется в воздух мощными фонтанов» Людовик XIV пишет своему сыну: «Король Франции должен видеть в этих увеселениях не просто развлечения. Люди наслаждаются зрелищем, которое, по существу, и создано для того, чтобы нравиться. Таким образом мы завоевываем их души и сердца скорее, чем наградами и милостями»
    Энциклопедия серии «Открытие мира юношеством», том 10 - «Торжествующая монархия» - М., «Терра», 1997. С.889.)

     
    Роман 64, VVSector, ksreindjer и 10 другим нравится это.
  10. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    [​IMG]
    Лиц. Погрудный, профильный, мужской портрет, влево. По окружности, слева и справа от портрета, легенда: «LUD·XVI·D·G·FR·ET·NAV·REX·» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»).Ободок рубчатый.
    Об. Круглый щит под королевской короной в обрамлении пальмовых ветвей, в поле -три лилии. По окружности легенда: «·IOH·CHRISTIANREICH·RE·PF·» («Иоганн Христиан Рейх – счетный пфенниг»). Ободок рубчатый.
    Латунь. Диаметр – 26,5 мм, толщина – 0,7 мм, вес – 1,8 гр.1-е Коростели, 2013

    upload_2016-3-17_14-31-19.png
    Лиц. Погрудный, профильный, мужской портрет, влево. По окружности, слева и справа от портрета, легенда: «LUD·XVI·D·G·FR·ET·NAV·REX·» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»).Ободок рубчатый.
    Об. Французский геральдический щит с тремя лилиями под королевской короной. По окружности легенда: «·IOHANN·IACOB·DETZEL·RECHN·PFEN·» («Иоганн Якоб Детцель – счетный пфенниг»). Ободок рубчатый.
    Латунь. Размер — 25,0х24,0 мм. 1-е Коростели, 2011.
    В действительности, геральдическая лилия (fleur-de-lys) представляет собой изображение цветка желтого ириса, символизировавшего в средние века Пресвятую Деву. Еще с X века лилии считались эмблемой королевской династии Копетингов (987-1328). В конце XIV в. (династия Валуа, 1328-1589) на синем поле осталось только 3 лилии, что, возможно, связано с догматом о троичности христианского божества – Троицей. Генрих Наваррский, основатель династии Бурбонов (1589-1792), на государственном гербе рядом с традиционным синим щитом с лилиями поместил красный наваррский щит с цепью, но по мере того как Наварра превратилась в заурядную французскую провинцию, в гербе страны остался лишь коронованный щит с лилиями. Великая французская революция смела монархические символы.

    [​IMG]
    Лиц. Погрудный, профильный, мужской портрет, вправо. По окружности, слева и справа от портрета, легенда: «LUD·XVI·D·G·FR·E·T·NAV·REX:·» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»). Ободок рубчатый.
    Об. Воин с копьем, шпагой и щитом в полный рост, влево. Слева и справа от изображения легенда: «ARMIS·NUNC·TOTA:·» («Оружие теперь всё»). Легенда внизу: ·RECH·PF·I·С·R· («Счетный пфенниг, Иоганн-Христиан Рейх»). Ободок рубчатый.
    Латунь. Размер - 26х27 мм, толщина – 0,6 мм, вес – 1,8 гр. 1-е Коростели, 2013
    upload_2016-3-17_14-38-53.png

    Лиц.
    Погрудный, профильный, мужской портрет, вправо. По окружности, слева и справа от портрета, легенда: «LUD·XVI·D·G·FR·E·T·NAV·REX:·» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»). Ободок рубчатый.
    Об. Воин с копьем, шпагой и щитом в полный рост, влево. Слева и справа от изображения легенда: «ARMIS·NUNC·TOTA:·» («Оружие теперь всё»). Легенда внизу: «·RECH·PF·I·С·R·» («Счетный пфенниг, Иоганн Христиан Рейх»). Ободок рубчатый.
    Латунь. Размер — 25,0х23,0 мм.. 1-е Коростели, 2011.
    [​IMG]
    Лиц. Погрудный, профильный, мужской портрет, вправо. По окружности, слева и справа от портрета, легенда: «LUD. XVI. D. G. FR. ET. NAV. REX.» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король») Ободок рубчатый.
    Об. Воин (легионер) с копьем, шпагой и щитом в полный рост, влево. Слева и справа от изображения легенда: «ARMISNUNCTOTA» («Оружие теперь всё»). Легенда внизу не читается. Ободок рубчатый.
    Латунь. Размер — 27,7х26,2 мм, толщина - 0,6 мм, вес – 2,1 гр..1-е Коростели, 2010.

    upload_2016-3-17_14-45-51.png

    Лиц. Фрегат в волнах. Вверху, по дуге, легенда: «MITLUCR» («Отправить — получить»). Ободок рубчатый.
    Об. Пальма. По окружности легенда: «·I·C·REICH·REG·PFE·»(«Иоганн Христиан Рейх - Счетный пфенниг»).Ободок рубчатый.
    Латунь. 1-е Коростели, 2011.

    «Пальма не производит ничего, что не было бы полезным; молоко, масло, дерево, кору, имеется листва, плоды, сок и шерсть. Благочестивый человек тоже склонен служить, т.к. божескому обычаю нужно следовать посредством благодеяний»
    Барон фон Гоберг, 1675. Из-за своего стройного прямого ствола и роскошной кроны пальма повсеместно считается символом подъема, победы и обновления. Энциклопедический словарь символов/ Авт.-сост. Н.А. Истомина. – М., 2003. Стр. 635-636.


    Фрегат был вторым основным типом боевых кораблей в XVIII веке. Как позже крейсера, фрегаты разделялись на легкие и тяжелые. Тяжелый фрегатпоявился в XVII веке, но наиболее распространенными в XVIII веке были легкие фрегаты. Они были просто самыми дешевыми военными кораблями, которых можно было наделать много и быстро. В том числе и путем переоборудования торговых судов. К середине XVIII века стали специально производить подобные корабли, но рассчитанные на максимальную скорость – корветы.
     
    Роман 64, VVSector, Дмитрий NY и 5 другим нравится это.
  11. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    За исключением двух все жетоны найдены на заброшенной, старой деревне (1-е Коростели - конец XVIII - 20-е годы XX века).
    Время их бытования определяют портреты царствующих особ России (Анна Ивановна 1730-1740) и Франции (Людовик XVI 1754-1793), т. е. жетоны изготовлены не ранее XVIII века.
    Из 13 жетонов лишь 1 анонимный (он еще в начале 90-х годов попал в мою коллекцию как подарок с низовий Оби), на 2 выходные данные из-за повреждений не читаются, на остальных можно разобрать инициалы мастеров - медальеров:

    - I.С.Н.
    RE.PF. -Иоганн Конрад Хогер (1705-1743);
    - I.I.D.RE.PF. -IOHANN.IACOB.DETZEL. RECHN.PFEN.-Иоганн Якоб Дитцель (1711-1748) (похоже имя мастера использовали и его наследники);
    - М.L.RE.PF. - Михаэль Лейкауф (1724-1768);
    - IOH.CHRISTIAN REICH.RE.PF. – I.C.REICH.REG.PFE.RECH.PF.I.С.R. - RECHN.PF.I.C.R. - Иоганн Христиан Рейх (1730-1814)


    Большинство жетонов (6 из 10) отчеканены в мастерской Иоганна Христиана Рейха находившейся в г. Фюрте (Саксония).
    Жетоны с изображением Людовика XVI (1774–1792) выпускали также нюрнбергские мастерские Э.Л.З. Лауэра (1762–1833), Й.Я. Дейтцеля, А. Хогера и др.
    Портреты короля повторяют изображения на луидорах конца 70 — 80-х годов XVIII в.
    (Луидор (франц. Louisd'or – «золотой Луи», Louis – Людовик) – французская золотая монета, чеканка которой началась в 1640 г. при Людовике XIII и продолжалась до Великой французской революции (1789-1794). На аверсе обычно изображался портрет короля, реверс постоянно менялся (крест, построенный из восьми букв «L», увенчанный четырьмя коронами; скипетр и лилия; мальтийский крест и др.)
    Таким образом, жетоны относятся к начальному периоду истории поселения и подтверждают документально установленную дату — конец XVIII – начало XIX столетия .
     
    Роман 64, VVSector и Дмитрий NY нравится это.
  12. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    «ЛУБОЧНЫЕ» ЖЕТОНЫ.

    В первой половине XIX в. приток счетных жетонов в Россию заметно сократился. Возможно это связано с политико-экономической ситуацией в Европе после наполеоновских войн, а может быть с тем что счетные жетоны окончательно утратили свое первоначальное назначение и превратились в Spielmarke – игральные жетоны - с одной стороны и в памятные, сувенирные с другой. А между тем спрос на незамысловатые украшения в Малороссии, в Поволжье, на Южном Урале, в землях казахских жузов, в Сибири не упал. Головной болью финансовых властей России стала порча монет, особенно серебряных.

    [​IMG]
    Это и наша головная боль.

    Власти всемерно поощряли кустарное производство монетовидных подвесок. Несколько таких подвесок подняли и мы. Бывают они без изображений, но могут нести на себе рисунок монеты оттиснутой в литейной форме.

    [​IMG]
    От всей души благодарю Циклона за подаренные мне жетоны. Некоторые из них я использую в очерке.

    Иногда бывает трудно понять где кончается монетовидная подвеска и начинается откровенно фальшивая монета:

    upload_2016-3-17_22-19-16.png

    upload_2016-3-17_22-19-36.png
     

    Вложения:

    VVSector, Дмитрий NY, Chak и 3 другим нравится это.
  13. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    upload_2016-3-17_22-23-20.png

    upload_2016-3-17_22-23-51.png
    Спрос порождает предложение. Вероятно во второй четверти XIX века. русские предприниматели наладили собственное производство доходного товара. Популярность счетных пфеннигов в известной среде была столь велика, что первые отечественные жетоны-украшения по размеру, весу, применяемому материалу и, отчасти, стилистике оформления копируют западноевропейские. Но бросаются в глаза и заметные отличия. Русские жетоны изначально производились именно как украшения. Во-вторых исчез европейский реализм. Стиль оформления русских жетонов напоминает неповторимый русский лубок – доступный, понятный, почитаемый простым народом.

    «Лубок (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально — вид народного творчества. Откликался на политические события; выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки». Советский энциклопедический словарь. - М., 1980.

    На русских жетонах уже нет портретов государей, нравственно-назидательных сюжетов и сцен из античной мифологии. Зато много сцен обыденной жизни русского народа, подвигов его воинства, батальных сюжетов. В оформлении используется кириллицы на которой написаны псевдолегенды, часто совершенно бессмысленные. Все эти обстоятельства и побудили меня назвать эту серию ранних русских жетонов-украшений «лубочными».
     
    VVSector, Дмитрий NY, Chak и 3 другим нравится это.
  14. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    [​IMG]
    Лиц: Батальная сцена: воин поражает неприятеля штыком. По окружности легенда: «У РУСАКА ШТЫКЪ ПРАВОРНѢЙ ТЕСАКА». Ободок – бусинно - рубчатый.
    Об: Сидящий под деревом, в пол оборота влево, воин с пикой и саблей в руках. Ободок – бусинно - линейный в обрамлении 6-ти конечных звезд чередующихся с крупными точками.
    Латунь. Диаметр – 23 мм. Толщина – 0,5 мм. Вес – 0,95. Привезен с низовий реки Оби.

    Не смотря на схематизм изображения, обращают на себя внимание некоторые детали, которые позволяют приблизительно определить время изготовления жетона.
    В 30 - 40-х годах XIX века Николай I вводит в российской армии новую форму. Среди прочего изменился и головной убор. Вместо кивера головы русских ратников украсили шлемы, подобные шеломам русских средневековых витязей – «русская каска образца 1844 года». Первоначально каска имела плюмаж из черного конского волоса на острие пики, но довольно скоро от этого украшения отказались. «Пикельхельмы» перестали быть российским общевойсковым убором после 1862 г. Воин с ружьем, на аверсе жетона, изображен именно в таком, раннем (с плюмажем) варианте шлема, т.е. второй половины 40-х годов.

    Не менее интересна и фигура, изображенная на реверсе жетона. Характерный, «фракийский», шлем, пика с флажком и сабля (палаш?) говорят, что перед нами кирасир российской армии.

    [​IMG]

    Л.А. Белоусов.
    Сцена в лагере под Красным селом. 1849.
    Стоит гвардеец - измайловец в полевой форме, на голове - шлем с плюмажем.

    [​IMG]

    А. Гебенс.
    Штаб-офицер, рядовойи трубач 1-й кирасирской дивизии. 1840.

    [​IMG]
    Лиц. Держащиеся за руки барышни в фас в длинных платьях и капорах. В руках барышень - лукошки (?). Легенда внизу стерта. Ободок рубчатый.
    Об. Витязь в шлеме с плюмажем, в корзно, со знаменем в правой и неопределимым предметом (пальмовая ветвь?) в левой руке. Легенда, по сторонам фигуры, стерта и не читается. Ободок – линейный.​
    Латунь. Диаметр – 23 мм. Толщина – 0,5 мм. Вес – 1,2 гр.1-е Коростели, 04.07.12.
    upload_2016-3-18_12-44-28.png

    Длинные, по щиколотку платья, расширенные кверху рукава, капоры… Женская мода середины XIX века. Капоры были популярны около 40 лет, и вышли из моды к 60-м годам XIX века. Сюжет на жетоне напоминает лубок, иллюстрирующий народную песню: «КАКЪ ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ ВЪ ЛѢСЪ ПО ЯГОДЫ ГУЛЯТЬ».

    [​IMG]
    П.А. Федотов.
    Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой). Фрагмент.
    1837.

     
    VVSector, Chak, vik-val и 3 другим нравится это.
  15. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    [​IMG]
    Лиц.Всадник с рункой (тип протазана, применявшегося в российской армии в конце XVII - начале XVIII века в качестве парадного оружия кавалерийских офицеров) на вздыбленном коне, вправо. Под ним нечитаемая легенда. Ободок – линейно - рубчатый
    Об.«Девица прекрасная и молодец преизрядный». Слева и справа не читаемая легенда. Ободок – линейный и косые рубчики.
    Латунь. Диаметр – 22 мм. Толщина – 0,7 мм. Масса – 1,35. Привезен с низовий реки Оби.

    На оборотной стороне жетона, вероятно, изображена сцена помолвки или венчания.

    «Я возьму тебя по праву руку,
    Поведу тебя к суду Божьему,
    К суду Божьему, к златому венцу,
    От злата венца – к себе во двор».

    «Платье молодой обыкновенно бывает новое … на груди – монисто из коральков красных или бисера разноцветного; в ушах – серьги длинные с каменьями, на пальцах – кольца золотые … голова бывает перевита цветами. … Горожане из мещан и купцов заменили сарафаны цветными и длинными платьями…» «Жениха величают князем, а невесту – княгиней, Князь бывает одет в кафтан багрецового сукна; шаровары на нем черные бархатные … сапоги юхтовые с оторочкой, шляпа с павлиньим пером, шея перевязана красным платочком; волосы подстрижены в кружок».
    А.В. Терещенко. История культуры русского народа. – М., 2007. Стр. 163, 171-172.

    [​IMG]
    Головной убор невесты – «девичья краса».

    [​IMG]
    А.Г. Убиган. Русская пляска.
    Одежда всадника и, особенно, головной убор, более похожий на тюрбан с султаном, не находят аналогов в военной форме европейских армий, но их можно увидеть на турецких башибузуках. Башибузуки (дословно с турецкого: «с неисправной головой») – название отрядов турецкой нерегулярной кавалерии. Башибузуки вербовались из наиболее воинственных племен Албании и Малой Азии. Вооружение (копье, сабля, кинжал и пистолет) и продовольствие предоставляло правительство, но жалования не платило. В русском языке синонимом термина «башибузук» является «головорез». Предполагаю, что эта серия жетонов народный отклик на события русско-турецкой войны 1828-1829 или Восточной войны 1853-1856 годов.
    [​IMG]
    Башибузуки.

    [​IMG]

    Верещагин В.В. Два ястреба (башибузуки).

    [​IMG]
    Лиц. Всадник с копьем на скачущем коне, влево. Под ним не читаемая легенда. Ободок линейно – рубчатый.​
    Об. Человек с ружьем держит за руку женщину. Под изображением не читаемая легенда. Ободок линейно - рубчатый. Латунь. Диаметр – 22 мм. Толщина – 0,9 мм. Масса – 1,9 гр. Привезен с низовий р. Оби.

    Сюжет лицевой стороны, несколько иначе, но повторяет изображения вышеописанных жетонов. В российской кавалерии середины XIX века нет формы подобной той, что на всаднике. Человек с ружьем на обороте тоже, похоже, турецкий солдат. Несколько «квадратная» голова возможно из-за головного убора – фески. Кисть правой руки женщины проросла листьями (народное прочтение древнегреческого мифа «Дафна и Аполлон»? Сцена пленения?).
    [​IMG]
    Верещагин В.В.Победители. Фрагмент.

    Изображения на лицевой стороне двух следующих жетонов повторяют сюжеты «отдыхающий воин» и «всадник с протазаном». Сильный износ оборотных сторон не позволяет разобрать сюжет даже приблизительно.​
    [​IMG]

    [​IMG]

    upload_2016-3-18_16-8-18.png

    Лиц. Всадник с рункой на вздыбленном коне, вправо (сюжет повторяет изображение предыдущего жетона), под ним нечитаемая легенда. Ободок – линейный.
    Об. Едва различимое изображение человека в рост, влево, с державой и скипетром (?) в руках. Легенда не читается. Ободок – рубчатый.​
    Латунь. Диаметр – 22 мм. Толщина – 0,5 мм. Масса – 1,1 гр. 1-е Коростели, 2012.
    Жетон сильно изношен и поврежден, сюжет изображения не поддается объяснению. Подобный жетон, но в лучшей сохранности я видел на фотографии коллекции Дайвера

    Все перечисленные особенности данной группы жетонов-украшений, на мой взгляд, дают основание датировать их в границах конца 30-х - 60-ми годами XIX века.


     
    Роман 64, VVSector, Дмитрий NY и 9 другим нравится это.
  16. Huntsman

    Huntsman Пользователь

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    1.171
    Симпатии:
    1.542
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    С
    Интересно, многие жетоны с отверстиями, по всей видимости их использовали как монисто.
     
  17. ava

    ava Пользователь

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    977
    Симпатии:
    995
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    г. Омск
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Альберт
    Кучкин в основном для этих целей и выпускал жетоны.
     
  18. zenithistory

    zenithistory Пользователь

    Регистрация:
    18.03.2016
    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Влад
    Вот есть такой жетон выпущенный в Германии Иоганном Кристианом Райхом. На реверсе написано "OMNIBUS NON SIBI" ("Для всех, не для себя") с фонтаном. Несколько уставший, но я сколько я не лазил по буржуйским сайтам так и не встретил похожего. Людовик на жетоне смотрит в другую сторону.
     

    Вложения:

    • жетон.JPG
      жетон.JPG
      Размер файла:
      35,9 КБ
      Просмотров:
      766
    • жетон2.JPG
      жетон2.JPG
      Размер файла:
      35,6 КБ
      Просмотров:
      794
  19. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    Ребята, я не специалист по жетонам, я лишь пытаюсь разобраться в том, что мы нашли на нашей земле, на ЮЗ Алтайского края. Поэтому вряд ли могу быть полезен в опознании Ваших находок.
     
  20. Huntsman

    Huntsman Пользователь

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    1.171
    Симпатии:
    1.542
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    С
    Хм. Ещё бы знать кто такой Кучкин.:D (шутка, блин ...)
     
  21. vf100

    vf100 Заслуженный новичок Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    3.052
    Симпатии:
    6.056
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосиб
    Торговая репутация:
    3
    Имя:
    Василий
    Шикарная статья(впрочем, как и всегда :)! Спасибо за качественный материал, + дополненный такими фотографиями!
    Очень познавательно.
    Сам как-то с жетонами не встречался...
     
  22. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    Освобождение крестьян от крепостной неволи, судебная, военная и административная реформы, завершение промышленного переворота... В 70 — 80 годы XIX века Россиюпоражает невиданная прежде лихорадка предпринимательства. Все сословия жаждут обогащения в кратчайшие сроки, всяк ищет своего места под солнцем, своей ниши на рынке. В это время начинается и бум производства мелкой металлической пластики.На фоне общего роста количества и разнообразия жетонов (жетоны украшения, игральные, сувенирные, служебные, металлические боны и т. д) заметно сокращается количество сюжетов на жетонах-украшениях, происходит их стандартизация и упрощение. Жетоны этого периода не редкость в наших коллекциях:
    [​IMG]

    Игральные жетоны "день и ночь"
    По стилю оформления жетон напоминает персидскую монету 1 шахи 1294-1303 г.
    На некоторых жетонах есть ушко и они использовались как подвески украшение.

    upload_2016-3-21_16-44-0.png

    Лиц.
    Композиция из кадуцея и двуглавого орла. Ободок «треугольники».
    Rv: Женская голова в профиль, влево. Ободок гладкий.
    Латунь. Диаметр – 21,3 мм. Толщина – 0,7 мм. Вес – 1,2 гр.

    upload_2016-3-21_16-45-21.png

    Лиц.
    Женская голова в профиль, влево в венке из дубовых ветвей и «веревочном» кольце. Ободок «треугольники».
    Об.: Солнечный лик в дубовом венке. Ободок «треугольники».
    Латунь.
    Побродив по интернету я попробовал проследить общую схему эволюции «лубочных» жетонов (прошу прощение за качество фотографий, но они в большинстве не мои):

    [​IMG]
    [​IMG]

    На мой взгляд, схема дает наглядное представление развития основных сюжетных линий в конце XIX – начале XX в.

    «В ЭПОХУ КУЧКИНА»


    Часто на разных форумах на вопрос «Что это такое?» ответ звучит один: «Это жетон Кучкина». Между тем Кучкин был далеко не единственным производителем всякого рода жетонов и прочей подобной продукции в России.


    МАСТЕРСКИЕ И ФАБРИКИ ПЕТЕРБУРГА

    1. Художественно-модельерное ателье Августа Жакара - чеканила художественные медали и плакетки.
    2. Мастерская Рудольфа Тримана (в период 1-й мировой войны носила название «Петроградская медальня») - выпускала медали, плакетки, жетоны и знаки.
    3. Мастерская серебряных изделий Альберта Кейбеля - выпускала не только ордена и знаки, но и серебряные предметы бытовогоназначения.
    4. Фабрика орденов и знаков Д.И.Осипова.
    5. Мастерская золотых, серебряных и бронзовых изделий «Эдуард» («Фабрикой орденов и академических знаков»).
    В 1922 г. здесь были изготовлены знаменитые металлические боны 2-й государственной шорно-футлярной и чемоданной фабрики
    6. Граверная и гильоширная мастерская Эдуарда Кортмана.Продукция известна в довольно большом количестве. Из 223 полковых и академических знаков, описанных в каталоге Артиллерийского исторического музея (на которых указано место изготовления), 98 сделано в мастерской Кортмана.
    7. Фабрика металлических и каучуковых штемпелей - среди продукции этой фирмы были жетоны и знаки.
    8. Фабрика металлических изделий (преимущественно пуговиц) братьев Вундер. Кроме основной продукции (пуговицы) здесь изготавливали должностные знаки и медали.
    9. Фабрика офицерских пуговиц и штамповочных металлических предметов Авксентия Копейкина - кроме пуговиц и штампованных предметов, применявшихся в обмундировании, выпускала разные металлические знаки.
    10. Пуговичная мастерская Максима Копейкина (брата А.Копейкина) причастна к выпуску некоторых жетонов.
    11. Мастерская и магазин орденов Эдуарда Эклунда
    12. Мастерская фирмы «Арид»
    13. Ювелирная мастерская Карла Иоганна Бока -
    готовили жетоны для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.
    14. Мастерская Павла Фогта.
    15. Мастерская Ансельма Буша.
    Кроме академических и прочих знаков мастерская производила жетоны.
    16. Мастерская Александра Р-...-рга, работала в период 1-й мировой войной.
    17. Мастерская Генриха Кана. В каталоге Артиллерийского исторического музея описан 21 полковой знак, сделанный в этой мастерской.
    18. Ювелирная мастерская Эдуарда Шуберта кроме ювелирных изделий выпускала академические знаки и различные жетоны.
    19. Мастерская П.А.Фокина выпускала полковые знаки с пометкой «П.Ф.»
    20. Мастерская Андрея Брылова.
    21. Мастерская Иоганна Юргенса.

    МАСТЕРСКИЕ И ФАБРИКИ МОСКВЫ

    1. Ювелирная мастерская Карла Иоганна Бока
    2. Фабрика металлических изделий Дмитрия Лазаревича Кучкина.
    В числе мелких изделий из латуни, жести, проволоки выпускала жетоны.
    3. Фабрика металлических изделий В.К.Збука производила «трактирные» марки, как они были названы в рекламной карточке фирмы.
    4. Фабрика штемпелей и металлических изделий И.Шансон & Ф.Жаке -
    металлические марки и даже медали.
    5. Товарищество фабрики металлических изделий А.М.Постникова -
    фабрику золотых, серебряных и бронзовых изделий.
    6. Фирма «Фаберже» - сначала фирма изготовляла исключительно ювелирные предметы. С 1887 г. стала делать и крупные серебряные изделия, столовые и чайные сервизы, приборы и пр
    .
    В торгово-промышленных справочниках еще упоминаются не менее трех десятков различных мастерских занимающихся аналогичным производством.​
    Форум Фалеристика. Автор orden-russ.


    Не знаю, может быть и есть справочные издания помогающие точно определить производителя жетона, но вряд ли дешевеньких жетонов-украшений. Поэтому, кажется мне, еще долго мы будем определять такие подвески как «жетон Кучкина». Кто он — Кучкин?

    Дмитрий Лазаревич Кучкин до революции был известен как успешный предприниматель — фабрикант и купец второй гильдии. К сожалению о годах его жизни я узнал лишь, что умер он после 1917 г. Возможно происходил из старообрядческой семьи.В 1898 году, в Москве основал фабрику металлических изделий где из латуни, жести, никелевых сплавов изготовлялись православные крестики, памятные жетоны, медали, значки и даже Георгиевские кресты.

    [​IMG]
    Православный крестик на обратной стороне которого поставлено клеймо производителя:
    «Д.К.»,
    предполагаю — Дмитрий Кучкин,























     

    Вложения:

    VVSector, Дмитрий NY, Chak и 4 другим нравится это.
  23. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    Самым массовым видом продукции заведения Д. Кучкина были жетоны-подвески применявшиеся в шейно-нагрудных инакосных украшенияхнародностями Поволжья, Урала, Сибири и Средней Азии. Монетовидные жетоны использовались и для украшения «мужских» вещей — ножей, наборных поясов, шапок (О.А. Милищенко, И.А. Селезнева, А.Г. Селезнев. Монетыимонетовидные знакикакэлементукрашения(изматериаловколлекций Западной Сибири XVII–XX веков). Среди найденных нами жетонов выделяются подвески

    «Украшение для женщин и девиц»

    [​IMG]
    Лиц.Малый государственный герб Российской империи. Вверху, полукругом, легенда: «FABRIKANT D.L. KUTSCHKIN» («Фабрикант Д.Л. Кучкин»).Ободок «стрельчатый».
    Об.
    В венке из лавровой и дубовой ветвей женская голова влево. Ободок бусовый.​
    Латунь (бронза?). Диаметр – 33,7 мм. Толщина – 2,2 мм. Вес – 14,25.
    [​IMG]
    Лиц. Двуглавый орел под императорской короной со скипетром и державой. На груди, в обрамлении декоративной цепи, французский красный щит. Вверху, полукругом, легенда: «FABRICANT D.L. KUTSCHKIN» («Фабрикант Д.Л. Кучкин»). Ободок бусово-рубчатый.
    Об. Обрамленная венком женская голова вправо. Ободок бусовый.​
    Латунь. Диаметр – 36,5 мм, толщина – 1,3 мм, вес – 9,35.
    [​IMG]
    Лиц.Двуглавый орел, на груди - французский красный щит. По окружности легенда: «FABRIKANT D.L. KUTCHKIN» («Фабрикант Д.Л. Кучкин»). Ободок рубчатый.
    Об. В обрамлении дубового венка женская голова вправо. Ободок рубчатый.​
    Латунь. Диаметр – 39,5 мм, толщина – 1,2 мм, вес – 10,9 гр.
    Варианты подписи на жетонах:

    «Д.Кучкин»; «Фаб. Д.Кучкин М»,«Фаб. Д.Кучкин Москва»и «Fabrikant D.L.Kutschkin».

    [​IMG]
    Лиц. Двуглавый орел, на груди - французский красный щит. По окружности легенда:«LA СONCKUREN · CEBRUDER HOROVITZ» Ободок рубчатый.
    Об. В обрамлении венка из дубовых ветвей женская голова вправо. Ободок рубчатый.​
    Латунь. Диаметр – 40,0 мм, толщина – 1,0, вес – 10,6.

    upload_2016-3-21_19-13-54.png
    Лиц. Двуглавый орел, на груди - французский красный щит. По окружности легенда:«LA CONCKUREN CEBRUDER HOROVITZ». Ободок рубчатый.
    Об. В обрамлении венка издубовых ветвей женская голова вправо. Ободок рубчатый.​
    Латунь. Диаметр – 40,0 мм. Толщина – 1,0. Вес – 10,6.
    Текст легенды (имитация французского языка?) перевести не удалось. На жетонах встречается и другая легенда на французском языке:«ORNEMENTS DES FEMMES»(«Украшение для женщин»).


     
  24. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    [​IMG]
    Лиц. Двуглавый орел, на груди герб Москвы. Ободок узорный.
    Об. В венке из лавровых и дубовых ветвей женская голова влево. По окружности легенда «УКРАШЕНIЕ ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ И ДѢВИЦЪ»
    Латунь. Диаметр 23,5 мм, толщина – 1,0 мм, вес – 2,96 мм.
    [​IMG]
    Лиц. Двуглавый орел, на груди герб Москвы. Ободок узорный.
    Об. В венке из лавровых и дубовых ветвей женская голова влево. По окружности легенда «УКРАШЕНIЕ ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ И ДѢВИЦЪ»
    Вариант. Латунь. Диаметр 23,5 мм, толщина – 1,0 мм, вес – 2,67 гр.
    [​IMG] upload_2016-3-22_15-45-12.png

    Лиц.
    Малый герб Российской империи. Ободок бусовый.
    Об. В венке из лавровой и дубовой ветвей женская голова влево. По окружности легенда:«УКРАШЕНIЕ ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ И ДѢВИЦЪ». Ободок линейный.​
    Латунь.
    upload_2016-3-22_15-48-10.png

    Лиц. Малый герб Российской империи. Ободок бусовый.
    Об. В венке из дубовых ветвей женская голова влево. По окружности легенда: «УКРАШЕНIЕ ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ И ДѢВИЦЪ». Ободок линейный.
    Вариант. Латунь. Диаметр - 25 мм, толщина - 1,0 мм, вес — 3,0 гр.
    upload_2016-3-22_15-51-49.png
    Лиц. Малый герб Российской империи. Ободок бусовый.
    Об. В венке из лавровой и дубовой ветвей женская голова влево. По окружности легенда: «УКРАШЕНIЕ ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ И ДѢВИЦЪ». Ободок линейный.​
    Латунь.
    [​IMG]
    Лиц. Малый герб Российской империи. Ободок бусовый.
    Об. В венке из лавровой и дубовой ветвей женская голова влево. По окружности легенда: «УКРАШЕНIЕ ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ И ДѢВИЦЪ». Ободок линейный.
    Латунь. Диаметр – 32 мм, толщина – 1 мм, вес – 5,7 гр.
    [​IMG]
    Лиц. Двуглавый орел, на груди герб Москвы. Ободок бусовый.
    Об. В венке из дубовых ветвей женский профильный портрет влево.По окружности легенда:«*УКРАШЕНIЕ* ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ и ДѢВИЦЪ». Ободок линейный.
    Латунь. Диаметр – 33.2 мм,толщина – 1,0 мм,вес – 5,9 гр.
    [​IMG]
    Лиц. Двуглавый орел, на груди герб Москвы. Ободок бусовый.
    Об. В венке из дубовых ветвей женская голова влево. По окружности легенда: «*УКРАШЕНIЕ* ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ и ДѢВИЦЪ». Ободок линейный.
    Повторение. Латунь. Диаметр – 33,0 мм, толщина – 1,0 мм, вес – 6 гр.
     
    VVSector, СергейЧ, ДОК и 2 другим нравится это.
  25. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    Кроме московской фабрики Д. Кучкин владел небольшим филиалом в Казани. Продукция этой мастерской предназначалась специально для татар Поволжья и Сибири. В тюркоязычной среде в качестве украшений традиционно были популярными монеты Османской империи. Кучкин наладил производство подвесок подражаний турецким монетам.

    [​IMG]

    Подражание османской золотой монете султана Махмуда II (1223-1255/1808-1839)
    Латунь. Диаметр – 40 мм, толщина – 1,5 мм, вес – 13,55 гр.

    [​IMG]

    Подражание османской монете ½ алтуна 21 года правления
    султана Махмуда II (1223-1255/1808-1839)
    Латунь. Диаметр 13,8 мм, толщина 0,5 мм, вес 0,4 гр.

    [​IMG]

    По-моему этот жетон абсолютная фантазия, но наличие на лицевой стороне знака напоминающего тугру, свидетельствует о турецком влиянии. Был ли его изготовителем Кучкин?

    [​IMG]

    Стилистически и эта подвеска выпадает из ряда жетонов Кучкина, да и за основу взята необычная для него монета — 10 долларов США 1901-1907 годов выпуска.

    Непонятно происхождение и этого симпатичного жетона. Мне кажется, что он дань политической конъюнктуре — сближению Росси и Франции в конце XIX в. Легенда, правда бессмысленная, на латинице и знаменитый галльский петух — символ независимости и свободы, задиристости и заносчивости — неофициальный символ Франции. Не знаю будет ли правильно уподоблять восьми лепестковую розетку восьмилучевой звезде, но уж больно ладно этот символ соединения и верности вписывается в общую композицию украшения.
    [​IMG]




     
  26. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    Монетовидные жетоны русские торговцы продавали «иноверцам» по три копейки за десяток, но даже столь умеренная цена не спасала их от острой конкуренции «бухарцев» выбрасывавших на мусульманские рынки продукцию ремесленников Самарканда, Хивы и Бухары. Для меня эта тема вообще «темный лес», а посему я лишь представлю некоторые наши находки мусульманского происхождения в надежде, что кто - нибудь прольет свет на эти загадочные предметы.

    ЖЕТОНЫ БУХАРСКИХ КУПЦОВ.

    [​IMG]
    1. Односторонний. Орнамент и легенда выполненная арабской вязью. Ручная работа, чеканка, гравировка. Латунь. Диаметр - 35,0. Толщина – 0,5. Вес – 3,7 гр.
    2.Односторонний. Растительный орнамент. Ручная работа, чеканка, гравировка. Лужёная латунь.
    3.Односторонний. Растительный орнамент. Ручная работа, чеканка, гравировка. Белый металл.

    [​IMG]

    Мусульманский амулет? Ручная работа, чеканка. Лужёная жесть – 33,0 – 1,53

    [​IMG]

    1.Мусульманский амулет? Дважды повторенная надпись арабской вязью. Латунь.
    2. Мусульманский амулет? В поле едва просматриваются арабские письмена. Cu – 26,0х28,0 – 0,9
     
    Последнее редактирование: 23 мар 2016
    VVSector, Монах, Дмитрий NY и 4 другим нравится это.
  27. Дмитрий NY

    Дмитрий NY Пользователь

    Регистрация:
    24.03.2015
    Сообщения:
    373
    Симпатии:
    750
    Пол:
    Мужской
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Дмитрий
    Спасибо Большое Камрад за созданную тему! Полезная информация,опознали и свой жетон с орлом!BravoBravo
     
  28. Номад

    Номад Вечная память Геннадию Александровичу Эксперт

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    2.343
    Симпатии:
    8.306
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Учитель
    Адрес:
    г. Рубцовск, Алтайский край
    Торговая репутация:
    6
    Имя:
    Геннадий Александрович
    Очень поверхностно я коснулся лишь амулеты и украшения, но мир жетонов безмерен. Когда нибудь попробую и в них разобраться, а пока предлагаю вашему вниманию небольшой обзор наших находок других видов старых жетонов.

    ЖЕТОНЫ ЮБИЛЕЙНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ, СУВЕНИРНЫЕ.

    В имперской России не было монополии государства на производство жетонов и каждый желающий имел право наладить их производство. Тематика юбилейных, памятных и сувенирных жетонов весьма разнообразна: памятные события царствования Романовых, знаменательные даты Отечественной истории, значимые текущие события внутренней и внешней политики, корпоративные юбилеи и т. д. и т.п, Для людей состоятельных - высокохудожественные из благородных металлов, в эмали; для простонародья - непритязательные, латунные или никелевые. Много жетонов было изготовлено в годы Первой мировой войны. Кстати, значительную часть «военных» жетонов 1914-1916 годов изготовил уже знакомый нам Д.Л. Кучкин. Вот один из образцов его продукции:

    [​IMG]
    Лиц. В обрамлении лаврового венка погрудный портрет и под ним легенда: «Ген. Ад. А.А. Брусилов» («Генерал Адъютант Алексей Алексеевич Брусилов»);
    Об.В картуше в центре пушка на лафете, над ней легенда:«СЛАВА СОЮЗНИКАМЪ Ко 1914-1915-1916». Внизу перечисление стран-союзниц: «Россiя — Францiя — Англiя – Италiя – Бельгiя – Сербiя - Японiя” . В самом низу, на ленте, выходные данные:«Ф-тъ Д. Кучкин. Москва».
    Бронза. Размеры 36,2 х 27,5 мм, вес 7,2 гр.

    Очень продуктивной для «жетонотворчества» была Февральской революции 1917 года. Пожалуй, жетоны этой поры «самые находимые» на наших «переселенках» и «столыпинках». Для примера несколько моих находок:

    [​IMG]

    Лиц. В центре композиции женская фигура по-видимому символизирующая Россию. Справа вверху- летящий двуглавый орел, но уже без символов царской власти. Справа внизу фигура крестьянина сбрасывающего оковы, а слева — солдат перешедший на сторону восставшего народа. Вверху, по окружности, легенда: «СВОБОДА БРАТСТВО РАВЕНСТВО».
    Об. Вверху солнечный диск с лучами, под ним легенда в четыре строки (нижняя — полукругом): «СВОБОДА РАВЕНСТВО И БРАТСТВО».
    Латунь. Диаметр 26,0 мм, вес 6,28 гр.
    [​IMG]
    В центре два перекрещивающихся древками флага, вверху и внизу дата: «27/II 1917». Над и под флагами лозунг: «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДА».
    Жетон ромбовидный, односторонний. Найдено два жетона различающихся деталями штемпелей.Латунь. Размер 38х20,5 мм, вес 2,20 гр.
    ЖЕТОНЫ РЕКЛАМНЫЕ

    [​IMG]

    1. Лиц. Легенда по окружности: «АРБАТСКIЙ – МОСКВА». Односторонний. Латунь. Диаметр – 41,0 мм. Вес – 30,3 гр. Загадочный жетон, сколько не искал - не нашел ничего подобного.
    2. Лиц. Легенда: «ѲЕДОРА ГРИГОРЬЕВИЧА ЕНУКОВСКАГО ВЪ ХАРЬКОВѢ (РОССIЯ) ГЛАВНОЕ ДЕПО МАНУФАКТУРЪ ☼ 1838".
    Об. Легенда: «СКЛАДЫ СУКОННЫХЪ ШЕРСТЯНЫХЪ ШЕЛКОВЫХЪ ПОЛОТНЯНЫХЪ БУМАЖНЫХЪ КОВРОВЫХЪ ПЛАТОЧНЫХЪ ПАРЧЕВЫХЪ И ПРОЧ. ТОВАРОВЪ И ГОТОВ. БѢЛЬЯ».
    Латунь. Диаметр около 30 мм.
    ЖЕТОНЫ СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ ЗНАКИ)

    [​IMG]
    «СЕЛЬСКIЙ СТАРОСТА».

    На обороте: «АII – 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА».


    [​IMG]
    «СОТСКIЙ»

    [​IMG]
    «ДЕСЯТСКIЙ»

    [​IMG]
    «ЗЕМСКИI ЯМЩИКЪ №45»

    [​IMG]
    "КОНДУКТОРЪ 751 ТАШКЕНТ. Ж. Д."

    Односторонний. Латунь.

    [​IMG]

    «СЕМИПАЛАТИНСКЪ 1900 (надчекан «3»)★258 »- голова собаки.
    Ободок линейный и бусинный.
    Односторонний.Латунь. Диаметр 35,5 мм. Вес 9 гр.

    СЧЕТНО-УЧЕТНЫЕ МАРКИ

    [​IMG]


    Повторяю, специально собиранием жетонов, а, следовательно, их изучением, не занимаюсь. Я лишь представил некоторые интересные находки сделанные на заброшенных поселениях степного ЮЗ Алтайского края. Надеюсь, они не последние и подготовленный очерк еще пополнится новыми сообщениями.




     
    ден54, Chak, kipa1970 и 3 другим нравится это.

Поделиться этой страницей