1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

305 лет возникновения первых русских поселений на территории Искитимского района

Тема в разделе "Краеведение России", создана пользователем sarmat, 9 апр 2015.

  1. sarmat

    sarmat уволился Эксперт

    Регистрация:
    21.03.2015
    Сообщения:
    1.492
    Симпатии:
    1.136
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосибирск
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Андрей
    Юбилейные даты с неустановленным месяцем. 1707 год. 305 лет возникновения первых русских поселений на территории Искитимского района. Подгот. А.И.Оборкин.


    В 1984 году специалист по истории Азиатской России периода феодализма Н.А.Миненко, ссылаясь на исторические документы, обнаруженные в Центральном государственном архиве древних актов (ныне - Российский государственный архив древних актов), отнесла сооружение Бердского острога к периоду между 1702 и 1709 г.г. [30, С.С. 10, 11].

    Мы еще более ограничиваем строительство русских крепости и первых деревень в бассейне р. Берди отрезком времени 1702 – 1707 г.г. по следующим причинам.

    Упомянутая местность представляла собой в то время пограничную буферную зону («фронтир») между русскими владениями на севере и улусами алтайских кочевников на юге. Телеутские князьки взимали ясак с местных жителей, чатских татар, ставших двоеданцами, и не допусками русских на эти земли.

    Пермский археолог и историк В.А.Оборин справедливо отмечает: «Города Сибири, как и Урала возникли в условиях внешней военной опасности со стороны соседних феодальных государств и немирно настроенной части нерусского населения… Под защитой укреплений городов на первых порах только и было возможно земледельческое освоение свободных земель» [36, С. 127]. То есть, первые русские селения могли возникнуть и на Берди только после строительства острога, под его военным прикрытием. Это мнение разделяют и другие исследователи.

    М.В.Шиловский указывает, что «первыми переселенцами фронтирной зоны стали служилые люди – казаки пешие и конные, стрельцы, пушкари, направляемые сюда по царскому указу» [61, С. 103].

    Барнаульский историк Ю.С.Булыгин, ссылаясь на два источника из Государственного архива Алтайского края, устанавливает «косвенную дату существования в низовьях р. Бердь д. Морозовой» уже в 1708 году [7, С. 315]. Следовательно, крепость на Берди была сооружена не позднее 1707 года.

    Первые казаки - строители Бердского острога, вынужденные кормиться «с травы», сразу же после его сооружения заняли в округе лучшие земли под свои заимки для занятий хлебопашеством, промысловой охотой (в первую очередь на пушных зверей) и рыболовством. Так, не позднее 1707 года, одновременно с д. Морозовой, возникли казачьи посёлки (позднее – деревни) Сорокина, Шадрина, Шипунова, Гуселетова (после 1914 г.- с. Гуселетовское), Бороздина, Ельцовская (после образования д. Нижней Ельцовки – д. Верх-Ельцовская) [30, С. 13]. Как правило, остроги строились весной, в тёплое время года, в считанные недели, а то и дни. Следовательно, и первые русские поселения (в виде казачьих заимок) в междуречье Оби и Берди были построены весной – летом.

    Местоположение д. Сорокиной пока не установлено. Рассмотрим раннюю историю других селений, являющихся заведомо «искитимскими», а также генеалогию их первых насельников и старожилов.



    Деревня Морозова


    Возникла как заимка служилого человека Бердского острога Морозова между 1702 и 1707 г.г. Она упоминается и в списке 1717 года [32, С. 77]. Казаки Кузнецкого острога Морозовы (их родовое поселение Морозово находится к югу от г. Кемерова), видимо, происходят из томской ветви рода тобольских служилых людей Морозовских: в 1623 году в Томске проживал «иноземец литовский сын боярский» Петр Яковлев сын Морозовской, «родом поляк, отец служил по Тобольску, а затем прислан в Томской, где и умер, а он Петр поверстан в дети боярские в отцово место» [38, С. 148].

    В 1708 году в д. Морозовой поселился крестьянин Тимофей Хрусталев, в 1709 г. - еще новосёлы, С.Чуркин «с товарищи». Внуки последнего жили в деревнях ведомства Бердского острога во второй половине XVIII столетия. А в 1799 году на сходе жителей Легостаевской волости волостным «головой» (главой администрации) был выбран Андрей Чуркин [7, С.315; 31, С.166; 29, С.72]. В 1812 году в д. Коенской (ныне – с. Верхний Коён) обитали Григорей, Ермолай и Данило Чюркины [23, Л. 58].

    С фамилией Морозовых связана и трагическая страница истории деревни: в 1725 году в доме крестьянина д. Морозовой И. Морозова сгорело 147 «берских крестьян разных городов» из числа староверов, подвергших себя самосожжению [43, C.55].

    Хрусталевы, возможно, происходят из тюменских крестьян.

    Старинный урало-сибирский род Чуркиных имеет явно северно-русское происхождение. В 1739 году сибирский казак-доброволец Андрей Чюркин, служивший переводчиком в Верхне-Камчатском остроге, был зачислен в Академический отряд С.П.Крашенинникова Второй Камчатской экспедиции В.Беринга для научного изучения полуострова [2, С.85].

    В 1904 году в д. Морозовой существовала школа грамоты [41, C. 400].



    Деревня Шадрина


    Значится в списке 1717 года [32, С. 77]. Академик Н.Н. Покровский указывает, что отец известного сибирского старообрядца Семена Шадрина переехал с детьми в Бердский острог в первом десятилетии XVIII века и мог устроить на р. Шипунихе скит [43, C.122].

    Новосибирский историк Т.С.Мамсик, ссылаясь на документы, называет С.Шадрина бердским разночинцем [26, с. 47]. Следовательно, Семен Шадрин является сыном бердского служилого человека-старожила. Если сопоставить это с данными Н.Н.Покровского, то отец С.Шадрина, зауральский крестьянин-старообрядец, мог быть повёрстан на военную службу после прибытия на Бердь.

    Один из братьев С. Шадрина разведывал на Алтае руды по заданию Акинфия Демидова. Шадрины участвовали в освоении Алтая русскими людьми, оставив на его карте названия еще нескольких родовых деревень. Первопоселенцы искитимской д. Шадриной (Шадрины и их дети) вошли и в историю сторообрядчества как последовательные проповедники старой православной веры. В 1739 г. С. Шадрин организовал в алтайской д. Новой Шадриной самосожжение своих сторонников, сам он сгорел в 1756 году в д. Мальцевой ведомства Чаусского острога [43, C.C. 123,124,126].

    Мог оборудовать свою заимку на месте будущей д. Шадриной и один из томских служилых людей, участник основания Бердского острога. В 1680 году в Томске служили: десятник пеших казаков Ивашка Юрьев сын Шадра, его «дед и отец родились на Ваге в Шенкурском остроге, а он, Ивашка, пришел в Томск своею волею к дяде своему Антону Черному, и по челобитью верстан в пешие казацкие десятники»; пеший казак Андрюшка Юрьев сын Шадрин, «отец его родился в Томске и верстан в место отца». В Томске был известен и служилый человек Дружинка Прокофьев сын Шадра. Шадрин – архангельская фамилия [16, С.С. 111, 117, 129; 40, С.С. 87, 88; 38, С.С. 148, 149; 35, С. 66].



    Деревня Шипунова

    (находилась в 4 верстах от с. Койновского)



    Селение значится в списке 1717 года [32, С. 77]. В 1719 году в д. Шепуновой хозяйствовали казаки братья Фадей, Спиридон и Лука Шепуновы. Д.Я.Резун называет их томскими уроженцами, что, впрочем, не исключает их происхождения из ишимских служилых людей, построивших на р. Ишиме две родовые деревни Шепуновы [50, С.С. 232, 233; 37, С. 95].

    Предки Шепуновых пришли в Сибирь с Северной Двины [52, С. 127]. Еще в 1610 году судовладелец, промышленный человек Осип Шипунов ловил рыбу по всему течению Енисея. Служилый человек Гаврила Шипунов в середине ХVII века участвовал в амурских экспедициях илимского сына боярского Ерофея Хабарова [14, C. 22]. В 1704 году казачий сын Иван Андреевич Шипунов проживал в г. Тюмени [34, C.181].

    В XVIII столетии Шепуновы обустроили еще несколько родовых поселений на территории Сузунского района Новосибирской области и Алтайского края [55, C.C.131, 132, 137].

    До 1769 года в д. Шипуновой Бердского ведомства обитали Р. Кузиванов (переселенец с Урала) и Г. Тумашев, потомок старожила Бердского острога, казачьего сына Федора Тумашева [31, C.31; 37, C.96].

    Уже во время 2-й ревизии (1744 г.) в Бердском остроге жил Никифор Аверкиев сын Кузиванов, внук крестьянина из «Перми на Сысоле реке в Кирбинской волости» Панкратия Кузиванова, дети которого переселились в Ялуторовскую слободу [9, С. 92].

    В 1719 году в Бердском остроге жил Федор Тумашев, видимо, ведущий свою родословную из томских служилых людей литовского списка: в середине XVII века Государю Алексею Михайловичу «бил челом на вечную службу» в сибирских городах пленный польский дворянин Михаил Томашевский с женой, сыном и тремя дочерьми; в 1680 году в Томске служил конный казак Мишка Томашев, у которого «дед – поляк, пришел в Томск в конную службу. Отец (тоже конный казак) убит киргизами [30, С. 13; 11, С. 116; 16, С. 54; 39, С. 145]. В Польше находятся г.г. Томашув-Мазовецки (Петрковское воеводство) и Томашув-Любельски (Замосцьское воеводство).

    В 1709 году представители томского рода Тумашевых, служившие в Кузнецкой крепости, строили 1-й Бийкатунский острог: подъячие Степан и Сергей Тумашевы, «Кузнецкого города казачьи дети» (взрослые сыновья служилых людей) Григорий и Федор Тумашовы, Осип Томашев [44, Л.Л. 2 об., 5 об., 7 об. Цит. по копии списка, хранящейся в Бийском краеведческом музее им. В.В.Бианки].

    В 1904 году в деревне работала школа грамоты [41, C. 402].



    Село Гуселетовское

    (находилось в 10 верстах от с. Тулинского )



    Упоминается в списке 1717 года [32, С. 77]. Деревню мог возвести на р. Оби кто-то из родственников тарских казаков Г. и Д. Гуселетовых. Т.С. Мамсик отмечает фамилию «Гуселетов» в документах по истории Русского Севера [28, С. 8; 25, C.129].

    В 1719 году в д. Гуселетовой обитал оброчный крестьянин Ларион Гуселетов, в 1746 – Алексей Устюжанин, в 1789 – сотник, крестьянин Василей Волков и Алексей Демин [10, C.75; 17, C.298; 29, C.71].

    Всего в 1719 году в 26 дворах селения числилось 97 душ мужского пола, в 1822 – в 54 дворах 186 душ [25, C.15]. В 1822 году в нём обитали: Бабиковы, Марковы, Гуселетовы, Юргановы, Тарховы, Просековы, Чирковы, Волковы, Косаревы, Пьянковы, Смолины, Харевы, Устюжанины, Колмогоровы [53, C.C.176, 177].

    Один из служилых людей, представителей рода русских землепроходцев Сибири Гуселетовых, принимал участие в освоении Алтая, построил вторую родовую деревню (к юго-западу от Барнаула, ныне – с. Гуселетово) и образовал алтайскую ветвь своего рода.

    Уже в первой половине XVII века казаки Устюжанины (выходцы из Устюга Великого) служили в г.г. Тобольске, Тюмени, Верхотурье и Томске, оставив на карте Западной Сибири названия одноимённых родовых поселений [50, С.С. 199, 200; 24]. Родственники Алексея Устюжанина (сибирские старообрядцы) построили деревни Устюжанины на территории Крапивинского района Кемеровской области и Ордынского района Новосибирской области [26, С.С. 52, 54].

    В 1680 году несли службу в Томском гарнизоне дети Никона Волкова, лалетина, который «по челобитью и по грамоте прислан с Москвы в Томск и служил в пятидесятниках»: десятник пеших казаков Антип Волков, пешие казаки Ивашко и Максимко Волковы,- а также внук Никона, пеший казак Агафонка Иванов сын Волков [16, С.С. 94, 99, 114]

    Потомок Алексея Демина, житель Легостаевской волости Антип Демин в лихую годину Наполеоновского нашествия внёс 20 копеек «добровольных приношений» на военные нужды [27, С. 52].

    Деды Бабиковых, вероятно, прибыли в Сибирь из Вологды. В XVII - XVIII в.в. казаки Бабиковы служили в Тарском остроге, г. Тюмени, Омской крепости [4, С. 128; 33, С. 98; 28, С. 10; 21, С. 178].

    В 1778 году, по приказу Канцелярии горного начальства Колывано-Вознесенского горного округа, в д. Ургунскую был переведён П.Бабиков (из д. Чернодыровой Бердского ведомства). В том же году в деревне поселился с семейством «переехавший собою» из д. Чернодыровой брат П.Бабикова Прохор [31, С. 59].

    Уже в 1626 году в Томске служил пеший казак Пронка Марков [20, С. 34]. В 1797 – 1799 г.г. должность Бердского волостного головы исправлял крестьянин д. Локтевой Дмитрей Марков [29, С.70; 31, С.С. 59, 72].

    В Тюмени проживали: десятник «Петровы роты Олтуфьева литовского списка казаков» Андрюшка Захаров Чирок (1680 г.), его сын Микишка Андреев Чирков, посадские люди Ларка Герасимов сын и Ивашка Кузьмин сын Чирковы (1700 г.), служилый человек Елфимко Пьянков (1672 г.), стрелец Ивашка Ефимов сын Пьянков, (1700 г.), служилый человек Ермачко Колмогорец (1623 г.), отставной стрелец Богдашка Федоров Колмогоров (1624 г.), посадский Пронка Поликарпов сын Колмогоров (1672 – 1700 г.г.) [45, С. 124; 13, С.С. 69, 76, 77; 57, С. 55; 4, С. 135; 19, С. 40; 22, С. 21; 8, С. 93].

    Носители «географической» фамилии Колмогоровых, потомки переселенцев из Колмогорских посадов в низовьях Северной Двины, служили в XVII столетии и в Томске [8, С. 93; 16, С.С. 56, 61, 65, 73, 87, 93, 119, 128; 50, С. 98].

    Представители оренбургских ветвей родов Смолиных и Колмогоровых в 40-е г.г. XIX века были оренбургскими казаками и проживали в д. Коноваловой Петровской станицы 8-го полкового округа Оренбургского казачьего войска [14, C. 22].

    В 1782 году в Томском и Кузнецком ведомствах существовали две деревни Колмогоровы [55, С.С. 117, 124]. Смолины добрались на востоке до Байкала и служили также в Забайкальском казачьем войске.

    После 1914 года в искитимской д. Гуселетовой был сооружен православный храм, и деревня была переименована в с. Гуселетовское. Настоятелем храма был протоиерей Василий Архангельский. Уже в 1904 году в селении работала школа грамоты [3; 41, C.400]. После его затопления в 1957 году многие гуселетовцы перебрались в д. Бурмистрову.



    Деревня Бороздина

    (находилась в 7 верстах от с. Тулинского)



    Возможно, селение было устроено одним из младших родственников тобольского стрельца Кузьмы Бороздина [56, С. 48; 48, С. 184].

    В 1719 году в деревне в 5 дворах числились 20 душ мужского пола, в 1822 – в 43 дворах 118 душ [25, C.15].

    В 1781 году в д. Бороздиной при р.р. Оби и Бороздихе проживали Петр, Гаврило и Тимофей Бороздины, Степан Дмитриев, Иван Яготкин, Емельян и Яков Черепановы, Яков Щербаков, Прокопей Качусов, Оксен Заворохин, Матвей Сошников, Кузма Кунгурцов [29, C.42]. В 1822 году в ней обитали: Бороздины, Кунгурцовы, Дмитревых, Заворохины, Косаревы, Качусовы, Бурцовы, Щербаковы, Черепановы, Ягодкины, Бабиковы, Харитоновы, Вольхины [53, C.179].

    В Томске в XVII веке проживали конный казак Ивашко Дмитриев и пеший казак Потапка Дмитриев (1626 г.), служилый человек Данилка Дмитриев (1662 г.), «оброчный человек» Максимко Дмитриев (1671 г.) [20, С.С. 32, 33; 58, С. 154; 15, С. 53]. В Кузнецкой крепости в 1636 году служил пеший казак Первушка Дмитриев [18, С. 71]. Родовым поселением Дмитриевых является «приписная к заводам ведомства Белоярского» д. Дмитрева [55, С. 128].

    Служилые люди (казаки и ямщики) Черепановы были известны в XVII столетии в Тюмени и Томске. Возможен приход предков бороздинских Черепановых как из Архангелогородского уезда, так и из г. Череповца. Черепановы построили в 1779 году д. Черепанову (ныне - г. Черепаново), а также ряд одноимённых поселений на территории Томской, Кемеровской, Новосибирской областей и Алтайского края [17, С.С. 448, 449, 501; 16, С.С. 56, 57, 93, 127; 35, С.С. 66, 90; 55, С.С. 118, 125, 136, 138; 24].

    Конные казаки Гришка и Андрюшка Щербаковы служили в 1626 году в Томске [20, С. 32]. Деревни Щербаковы были записаны в 1782 году в Томском ведомстве и на р. Бурле (Алтай) [55, С.С. 115, 134].

    Вероятен приход Качусовых в междуречье Оби и Берди из ведомства Тарского острога [24].

    По мнению Д.Я.Резуна, казаки Кузнецкого острога Заворохины являются потомками казака Ермаковой дружины Алфера Заворохина. Скорее всего, гуселетовские Заворохины являются продолжателями кузнецкой ветви этого славного рода [49, С. 50; 24].

    Кунгурцевы прибыли в междуречье Оби и Берди из ведомства Чаусского острога. В 1731 году в Чаусском остроге жил пеший казак Василько Кунгурцев, в д. Речкуновой – Василий Пиминов сын Кунгурцов, в 1759 году в упомянутом остроге – разночинец Егор Кунгурцов, в 1760 году в д. Малой Кривощековой - Роман Кунгурцов, в 1786 году в д. Горловской Бердской волости – крестьянин Григорий Кунгурцев [51; 31, С. 139; 5, Л. 303; 6, С. 93; 59, С.С. 52, 90].

    В 1904 году в д. Бороздиной существовала школа грамоты [41, C.400]. В 1957 году она была затоплена водами Обского моря.



    Деревня Верх-Ельцовская


    По данным бердского краеведа А.М. Солоницына и сотрудницы Бердского городского историко-художественного музея Н.Ф. Шапенковой, д. Верх-Ельцовка (упоминаемая в списке 1717 года как д. Ельцовская) находилась в 7 км от г. Бердска (в сторону д. Сосновки) и была затоплена в 1957 году [32, С. 77; 7, C.319].

    В документах по истории Западной Сибири XVIII столетия фигурируют Ельцовы. Должно быть, кто-то из них и построил под Бердским острогом между 1702 и 1707 г.г. свою заимку. Их потомки, сибирские казаки Ельцовы в 1884 году жили на Бийской линии: в Андреевском поселке Верх-Алейской станицы, а также в ст. Чарышской и п. Тигирецком [54, C.C. 141, 144, 155, 156]. Предок Ельцовых мог прийти в Сибирь из Вятской земли [61, C.83].

    В 1719 году в 18 дворах поселения числились 60 душ мужского пола, в 1822 - в 48 дворах 127 душ [25, C.15]. В 1822 году в нём проживали: Шульгины, Зыряновы, Семьяновы, Безсоновы, Казанцевы, Мухины, Осиповы, Бахаревы, Харевы, Полковниковы, Петровы, Лушниковы, Долгановы, Марковы [53, C.C. 165, 166].

    В 1684 году в Тюмени проживал стрелец Ивашка Шульгин, в 1700 – служилые люди Андрюшка да Ивашко Шульгины [46, С. 165; 13, С. 61].

    В 1623 году в Тобольском уезде существовала деревня служилого человека Зыряна. В 1672 году в Тобольске были записаны «казачий брат» Пашко Зырянов, служилые люди Иван Зырянов, Мишка и Марчко Зыряны. Годом ранее в Красноярском уезде зарегистрированы конные, пешие казаки и «черкасы» Зыряновы. В начале XVIII века Зыряновы служили и в Чаусском остроге. Данные топонимики свидетельствуют о проживании Зыряновых в Томске и Кузнецке уже в XVII столетии. Казачий сын Алексей Зырянов в 1719 году проживал с семьёй в Бердском остроге [8, С. 112; 56, С.С. 16, 40, 138, 163; 42, С.С. 219-222, 224; 10, С. 80; 1, С. 120; 30, С. 13; 39, С. 144]. Антропонимы «Зырян» и «Зырянов» являются производными от этнонима «зыряне», старинного названия народа коми, и удостоверяют национальную принадлежность носителей или свидетельствуют об их выходе из «Зырянской земли».

    Основателями трёх родов томских служилых людей XVII века Казанцевых являются соответственно: конные казаки Илья Казанцов и Юрий Казанцев (ссыльный поляк), присланные в Томск из Москвы, а также казак Юрий Казанцов (казанский татарин) [16, С.С. 67, 102, 107]. Их возможные потомки, крестьяне проживали: О.Казанцов и Н.Казанцов – в д. Нижней Сузунской (1719 г.), Абрам Казанцов – в Бикатунской крепости (1731 г.), выборный Бердской судной избы Гаврила Казанцов (1746 г.), Прохор Артемьев сын Казанцев, обитавший ранее в Ирменском станце – в д. Тырышкиной на р. Ануе (1749 г.), разночинец Василий Казанцов – в Чеуском остроге (1759 г.) [31, С. 68; 29, С.С. 8, 39, 40; 5, Л. 303].

    Бахаревы (фамилия с тюркскими корнями), видимо, происходят с Русского Севера, из Великого Устюга. В 1673 году в Мехонской слободе на р. Исети жили беломестный казак Петрушка Семенов сын Бахарев по прозвищу «Устюжанин» и его брат Сенька. Т.С.Мамсик выводит Бахаревых из поволжских служилых людей «по отечеству», ставших по царскому указу новгородскими помещиками. В 1719 году в Бердском остроге проживали казаки Терентий и Трофим Бахаревы, казачий сын Григорий Бахарев [30, С. 13; 31, С. 31; 12, С. 56; 56, С.С. 159, 164; 25, С.С. 133, 138, 139, 142].

    В 1719 году в Бердском остроге жили казак Гаврила Полковников и казачий сын Василий Полковников с семьями. Сибирский казак-доброволец Федор Полковников дошел до Аляски, участвовал в 1741 году во Второй Камчатской экспедиции в должности плотника пакетбота «Святой Павел» [30, С. 13; 47, С. 231]. Их родовое поселение Полковниково находится на севере Алтайского края.

    Прим. Географические названия, имена, фамилии и цитаты приводятся в транскрипции XVIII века.
    http://www.orthedu.ru/kraeved/4318-11.html
     
    vik-val, Одинец и Noname нравится это.
  2. eepp64

    eepp64 Пользователь

    Регистрация:
    16.03.2017
    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Женский
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Елена
    деревня Шадрино основана Шадриными, выходцами из с. Новая Шадрина Суерской волости Тобольского уезда. По Ландратской переписи 1719 г. из четрыех дворов деревеньки один двор - Дмитрей Михайлов сын Шядрин. РГАДА, Ф. 350, Оп. 1, Кн. 214. Кто проживал в Берский острог Л. 144. Деревни Шедриной беломесные Л. 144.
     
    Последнее редактирование: 16 мар 2017
  3. vf100

    vf100 Заслуженный новичок Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    3.052
    Симпатии:
    6.056
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосиб
    Торговая репутация:
    3
    Имя:
    Василий
    интересно, правда читал ранее: статья 2012года, так что уже можно добавлять к дате(и заголовку) еще пятилетку: 310 лет! :)
     
  4. vik-val

    vik-val Пользователь

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    5.197
    Симпатии:
    6.052
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    все больше по хозяйству
    Адрес:
    Бурмистрово
    Торговая репутация:
    2
    Имя:
    Виктор
    Вася, а месяцы, а дни?
     
  5. Dred

    Dred -=★=-

    Регистрация:
    27.03.2015
    Сообщения:
    147
    Симпатии:
    391
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосибирск
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Александр
    Можно свои 5 копеек вставить?

    21 июля деревня Таскаево отметила юбилей – ей исполнилось 480 лет. Односельчане отметили это знаменательное событие большим праздником.

    Среди почетных гостей были депутат Законодательного собрания Новосибирской области С.И. Канунников, председатель Совета депутатов Искитимского района А.Н. Рукас.

    Обращаясь к землякам, глава Шибковского сельсовета А.Б. Кругликов сказал: «480 лет – это солидный возраст для населенного пункта. Отрадно, что Таскаево живет и развивается. Здесь рождаются новые семьи, молодежь не спешит уезжать в город».

    Благоприятное территориальное расположение деревни помогает людям трудоустроиться, многие работают на Евсинской и Новосибирской птицефабриках, в «Сибантраците». Несмотря на отсутствие школы, проблемы с обучением местной детворы не существует: таскаевские ребятишки учатся в шибковской школе.

    Не обходится, конечно, без проблем: надо ремонтировать клуб, восстанавливать дороги и систему освещения. «Но администрация сельсовета постарается сделать все возможное, чтобы жизнь в Таскаеве потихоньку налаживалась», — подчеркнул Александр Борисович.

    Историю деревни, как известно, пишут люди. Поэтому на празднике чествовали ветеранов труда (это почетное звание носят 14 человек), поздравляли супружеские пары, прожившие в браке десятки лет, многодетные семьи. Не забыли и про молодых: на сцену приглашали тех ребят, которые отметили в 2012 году свое совершеннолетие, награждали подарками самых маленьких жителей деревни, родившихся всего несколько месяцев назад, не остались без внимания и будущие первоклассники, которые отправятся в школу 1 сентября (таких в нынешнем году шесть).

    Несмотря на то что праздник пришелся на самую горячую пору: сейчас идет сенокос и к клубу пришли далеко не все жители, тем не менее торжество проходило в теплой и по-семейному светлой атмосфере. В каждом человеке была уверенность, что их деревню ждет еще не один юбилей.

    Пресс-служба Администрации Искитимского района

    ИСТОЧНИК- http://iskitimcity.ru/derevne-taskaevo-ispolnilos-480-let


    Значит все таки постарше чем 310 лет поселения есть? И от себя добавлю куры там точно есть;)
     
  6. vik-val

    vik-val Пользователь

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    5.197
    Симпатии:
    6.052
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    все больше по хозяйству
    Адрес:
    Бурмистрово
    Торговая репутация:
    2
    Имя:
    Виктор
    Все это непонятки. Обычно возраст начинают отсчитывать от первого упоминания или в переписия. или в других исторических документах. У нас же зачастую делают проще:- захотелось местной администрации праздника... подумали, репу почесали, и... А давайте триста лет селу отметим! Мало ли, что нигде нет точной даты, мне бабка одна говорила, а ей её бабка... и. т. д. ( просто сам был свидетелем почти такой истории в конце 80-х годов)
     
    vf100 и miltushi нравится это.
  7. vf100

    vf100 Заслуженный новичок Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    3.052
    Симпатии:
    6.056
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосиб
    Торговая репутация:
    3
    Имя:
    Василий
    Аж до Ермака? :)
    Лажа это, как захотели - так назначили, часто по спискам сибирского края 27/28 годов - а там много неправильного. Зверев (кажется) писал хорошую статью про ложные юбилеи, выложить надо бы.
     
  8. Dred

    Dred -=★=-

    Регистрация:
    27.03.2015
    Сообщения:
    147
    Симпатии:
    391
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосибирск
    Торговая репутация:
    0
    Имя:
    Александр
    А есть списки с точным датообразованием?
     
  9. vf100

    vf100 Заслуженный новичок Команда форума Модератор форума

    Регистрация:
    22.03.2015
    Сообщения:
    3.052
    Симпатии:
    6.056
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Новосиб
    Торговая репутация:
    3
    Имя:
    Василий
    архивы, работы историков, краеведов - единых списков нет, думаю, вот споры есть :)

    http://bsk.nios.ru/content/falshivy...niya-starozhilcheskih-poseleniy-na-territorii

    Фальшивые юбилеи. О времени основания старожильческих поселений на территории новосибирской области

    Разве плохо, когда люди отмечают памятные даты? Читаю 1 декабря 2011 г. в «Советской Сибири»: «Чаны. Жители деревни Сергино отметили 325 лет со дня образования населенного пункта. Торжество состоялось в празднично оформленном сельском клубе. Сельчан пришел поздравить глава района. Он вручил подарочный сертификат на музыкальный центр Сергинскому сельскому клубу. Также были награждены и жители села». Замечательно, что наши земляки испытывают интерес к прошлому родных мест, к деяниям предков. Что же тогда в этой истории меня неприятно цепляет, вызывает протест?

    Да ведь не могло Сергино быть основанным 325 лет назад, то есть в 1686 г.! Историкам хорошо известно, что ни одно постоянное, доныне существующее русское поселение на территории Новосибирской области (НСО) не могло быть основано ранее 1690-х гг. В трудах ученых – Ю.С. Булыгина [1 и др.], Н.А. Миненко [4 и др.], А.Д. Колесникова, Ф.С. Кузнецовой, Т.С. Мамсик, Д.Я. Резуна и иных – показано, что до конца XVII в. эта территория была регионом двойного подчинения. В неспокойном пограничье России и Джунгарии не было постоянного русского населения. Ближайшие укрепленные остроги – Тара, Томск и Кузнецк – располагались в стороне и не смогли бы защитить здешнюю деревню в случае набега воинственных степняков. В наших краях тогда существовали только немногочисленные юрты и городки тюрок-аборигенов.

    Только после того, как в 1684 г. на Оби к югу от Томска был поставлен Уртамский острог, в его округе в северо-восточном секторе современной НСО появились первые русские заимки и деревни. Самая ранняя из достоверно датированных – д. Кругликово в нынешнем Болотнинском районе, заложенная в 1695 г. Возникновение нескольких поселений имеет хотя и примерную, но также документально обоснованную датировку. Так, д. Гутова (ныне – Тогучинский район) попала в «Хорографическую книгу» С.У. Ремизова, выполненную в 1697–1701 гг., и, следовательно, возникла до 1697 г. Строительство в начале XVIII в. Умревинского, Бердского, Чаусского, Белоярского острогов сделало возможным заселение русскими всей зоны Новосибирского Приобья. В Барабинско-Кулундинской зоне НСО, в том числе и на территории нынешнего Чановского района, где расположена д. Сергино, русские поселения могли появиться не ранее 20-х гг. XVIII в. Такую возможность обеспечило строительство в 1722 г. для защиты формировавшегося Московско-Сибирского тракта Усть-Тартасского, Каинского и Убинского форпостов.

    Имея всё это в виду, разместил я на Интернет-сайте «Советской Сибири» свое замечание: журналисты должны просвещать читателей, а пропаганда фальшивых юбилеев этому вряд ли способствует. Модератор сайта мне на это ответил, что подлинность даты основания Сергино в 1686 г. не вызывает сомнений. Она удостоверяется в «Календаре знаменательных и памятных дат по Новосибирской области», который составляется специалистами в областной научной библиотеке.

    Вот тут начинается самое интересное. В указанном календаре (он выходит с 1967 г. по сей день), действительно, обозначается время основания многих населенных пунктов НСО, в том числе Сергино. Но давайте разберемся, какова степень достоверности датировок в «Календаре знаменательных и памятных дат…». В одной из публикаций «Советской Сибири» (2012, 9 февр.) из уст архивного работника, причастного к составлению календаря, звучит высокая самооценка: «Архивисты руководствуются исключительно принципом исторической достоверности, а потому в наш календарь включены лишь те даты, которые подтверждаются документально». Однако при знакомстве с календарем каждый может убедиться, что при указании времени возникновения тех или иных поселений его составители не обременяют себя никакими архивными документальными обоснованиями.

    Проделанный мною подсчет показывает: в выпусках за последние пять лет в разделе «В … году исполняется…» помещены даты основания 94 населенных пунктов. Ни одна из этих дат не обоснована ссылками на архивные документы. Только 8 дат сопровождаются ссылками на справочную или исследовательскую литературу и потому вызывают наибольшее доверие. Некоторое количество дат (14) обосновано их упоминанием в публикациях областных или, чаще, районных газет, а также в изданиях мемуарного характера. Достоверность таких датировок не очевидна и требует специального выяснения. Гораздо больше дат (26) взято составителями «Календаря знаменательных и памятных дат…» в «Списке населенных мест Сибирского края за 1926 г.» [7]. Наибольшее количество дат (46) извлечено также непосредственно из указанного списка, но они имеются еще в каких-либо публикациях, чаще всего – в районных газетах. Как правило, сноски на эти публикации избыточны, поскольку их авторы ссылаются на тот же самый «Список…». Таким образом, подавляющее большинство датировок времени возникновения населенных пунктов НСО в «Календаре знаменательных и памятных дат» за 2008–2012 гг. – 77 % – имеют единое происхождение: они извлечены из 1-го тома книги «Список населенных мест Сибирского края за 1926 г.» [Подсчитано по: 2, 2008–2012]. Вот здесь-то и кроется причина недостоверности многих из этих дат, особенно тех, что относятся к ранним периодам заселения русскими Новосибирского Приобья и Южной Барабы.

    Cледует коротко сказать об истории создания «Списка…». Как и аналогичные издания по другим регионам России, он составлялся на основе «Карточек населенных пунктов», заполненных на местах в ходе подготовки Первой Всесоюзной переписи населения. Карточки эти содержали немало важной и достоверной информации обо всех почти поселениях, но интересующие нас сведения о времени их основания здесь как раз весьма уязвимы. Инструкция по заполнению карточек рекомендовала год образования давно существующих старожильческих селений показывать хотя бы приблизительно. В случаях затруднений предлагалось опрашивать «стариков», но что они могли рассказать о событиях 200-летней давности? При составлении «Списка…» сведения из карточек переносились в него без дополнительной проверки. Поэтому ссылка на «Список…» вовсе не является «документальным» подтверждением каких-либо датировок. Большинство дат, приведенных в этой книге, являются либо приблизительными, требующими проверки и уточнения, либо вовсе недостоверными, а иногда просто фантастическими.

    Приведем примеры такой «антинаучной фантастики» из числа тех, что перекочевали в «Календарь знаменательных и памятных дат…» на 2005 г. В этом году с подачи составителей календаря могли бы отмечать «юбилейные даты» жители селений Боровое Тогучинского района (оно основано якобы в 1525 г.); Сизево Болотнинского района, Чупино Искитимского района, Бочкарёвка, Шурыгино, Новолокти, Медведское и Листвянка Черепановского района (год возникновения всех – якобы 1625); Новогутово Барабинского района, Осинцево Чановского района, Вахрушево и Федосиха Коченёвского района, Барлак Мошковского района, райцентра Убинское (они появились будто бы в 1675 г.) [2, 2005, с. 119]. Не приходится удивляться, что в 2000-е гг. в НСО наблюдалась череда фальшивых деревенских юбилеев, поддержанных средствами массовой информации, органами власти и муниципалитетами.

    Впрочем, некритическое отношение к датировкам момента возникновения поселений НСО, приведенным в «Списке…», установилось даже в среде достаточно образованных новосибирцев уже давно. Немало способствовал распространению такого отношения известный педагог и журналист-краевед К.А. Нечаев. Не имея профессиональной исторической подготовки, в 1960-х гг. он двумя изданиями выпустил пособие для учителей [5], где воспроизвел фантастический список «старинных русских поселений» в нашем крае и попытался дать ему некое псевдоисторическое обоснование.

    К сожалению, и сегодня в образовательных учреждениях Новосибирска, в областных библиотечных и архивных службах, не говоря уже о краеведческой общественности в районах НСО, немногие люди критически оценивают сложившуюся ситуацию, ставят вопрос о достоверной дате основания того или иного населенного пункта и пытаются квалифицированно ответить на него. Горькая правда содержится в следующих словах: «Дело в том, что краеведы-любители, в подавляющем большинстве, крайне редко и явно недостаточно используют… работы сибирских историков-профессионалов... Это не их вина, а беда. Научные работы за редким исключением практически недоступны широкому кругу читателей… Отыскать их, причем далеко не все, а хотя бы наиболее важные, можно только в библиотеках Новосибирска, да и то не всегда» [3, с. 15]. Речь идет о трудах ученых, названных мною в начале данной статьи, – в них описан ранний период заселения и освоения Верхнего Приобья и Южной Барабы русскими людьми (конец XVII – первая половина XIX в.). Обстоятельства более позднего (во второй половине XIX – начале XX в.) появления в нашем крае большого количества переселенческих поселков описывал Г.А. Ноздрин [6 и др.].

    Одним из немногих новосибирских краеведов, грамотно работающих с датами основания населенных пунктов, является О.М. Лыков, создавший замечательную «Ордынскую хронику» (процитированные выше горькие слова о краеведах-любителях взяты из этой книги). Олег Михайлович имеет историческое образование и всю жизнь работает в родном пос. Ордынском. Внимательно изучив труды Ю.С. Булыгина, он отбросил нелепые датировки из «Списка…» и пропагандирует реалистичные, документально обоснованные даты. Благодаря Лыкову, жители Ордынского района теперь имеют правильное представление об исторической ретроспективе жизни своего локального сообщества. Они знают, что первое русское поселение на ордынской земле – д. Нижнекаменка – было основано около 1705 г., что Кирза основана вовсе не в 1460, а примерно в 1724 г., Рогалёво – совсем не в 1577, а в 1781 г., Усть-Алеус – не в 1600, а на полтора века позже в 1745 г., и т. д. [3, с. 119–126].

    В заключение хотелось бы призвать коллег-краеведов: не размещайте в «Календаре знаменательных и памятных дат», в газетах, на Интернет-сайтах официальных органов государственной власти и самоуправления, в музейных экспозициях, не включайте в образовательные программы явно ошибочные или ненадежные сведения о времени основания населенных пунктов НСО в качестве якобы достоверной информации. Нужно прикладывать усилия к поискам обоснованных датировок в исследовательской литературе, в архивах тех городов, где в историческом прошлом располагались органы управления нашим краем и всей Россией (Барнаул, Томск, Москва, Санкт-Петербург). Правительство Новосибирской области могло бы заказать специалистам составление новых учебных и справочных пособий по истории региона, снабдить ими все органы управления, школы и библиотеки, разместить их в Интернете. Нужно широко пропагандировать достижения грамотных краеведов, подобных О.М. Лыкову, стимулировать привлечение профессиональных ученых к изучению краеведческих тем и сюжетов.



    Библиографический список
    Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974.
    Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской обл.: [2005, 2008–2012 гг.]. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2004, 2007–2011.
    Лыков О.М. Ордынская хроника с древнейших времен до наших дней. – Новосибирск: Кн. изд-во, 2007. – Кн. 1.
    Миненко Н.А. По старому Московскому тракту: о первых русских поселениях на территории Новосибирской обл. – [2-е] изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1990.
    Нечаев К.А. Материалы из истории населенных пунктов Новосибирской обл.: (метод. пособие для учителей). – 2-е изд. – Новосибирск: Ин-т усовершенствования учителей, 1964.Ноздрин Г.А. История Новосибирской обл. в конце XIX – начале XX в. // Гуманитарные науки в Сибири. – 2002. – № 2. – С. 65–69.
    Список населенных мест Сибирского края за 1926 г. – Новосибирск: Стат. ком. Сибкрайисполкома, 1928. – Т. 1–2.
    Автор:
    Зверев Владимир Александрович

    категория:
    История НСО
     
    val_sib и vik-val нравится это.
  10. vik-val

    vik-val Пользователь

    Регистрация:
    23.03.2015
    Сообщения:
    5.197
    Симпатии:
    6.052
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    все больше по хозяйству
    Адрес:
    Бурмистрово
    Торговая репутация:
    2
    Имя:
    Виктор
    Вот-вот, и я про то же.:(.
     

Поделиться этой страницей